Одним из самых эффективных и значимых инструментов социализации, обучения и приобщения ребенка к культуре является игра. Стоит упомянуть, что многие методики раннего развития детей включают в себя игровые элементы. Дети, еще не способные к определенным «реальным» действиям или участию в социальных процессах, имитируют их в ходе игры и тем самым приобретают знания и навыки, которые потребуются им в будущем.
Какова же роль игры в развитии ребенка и какие знания и навыки могут приобрести малыши?
- Подвижные игры: «догонялки», «классики» и т.д. — способствуют физическому развитию ребенка: укрепляют его мышечную систему, тренируют вестибулярный аппарат. Такие игры, кстати, самые древние, и их «прототипы» можно найти даже у животных.
- В ходе «предметных» игр малыши обучаются манипуляциям с различными вещами (в том числе используемыми в быту). Идет активное развитие мелкой моторики, логики и пространственного мышления. Такие игры вполне могут быть частью режима дня даже у ребенка до года.
- Любые командные игры (независимо от специфики) учат детей навыкам коммуникации со сверстниками.
- Сюжетно-ролевые игры: «дочки-матери», «войнушка» — дают возможность представить себя «внутри» определенного социального процесса или ситуации (благодаря этому часто помогают, например, адаптации ребенка к детскому саду), развивают воображение. В ходе такой игры у ребенка в возрасте от 3 лет закрепляется определенное представление о себе как о личности, обладающей определенными качествами и мировоззрением. Игры с приключениями («поиски клада», «полет в космос»), помимо этого, расширяют кругозор и помогают формированию «полезных» качеств характера, таких как ответственность, инициативность, умение действовать в необычных ситуациях.
- Логические игры и игры на сообразительность тренируют память, логику, развивают эрудицию.
- Игры, связанные с лепкой, рисованием, сочинением сказок, развивают творческие способности и воображение малыша.
- Если вы задумываетесь о том, как научить ребенка говорить, поиграйте с карапузом: так он быстрее запоминает новые слова, обучается правильной артикуляции и также грамотному и полному выражению своих мыслей.
- Игры часто используются в детской психотерапии как средство коммуникации с ребенком и диагностики его проблем (подробнее об этом читайте в статье «Играем на здоровье, или Что такое детская психотерапия«).
Получается, что, правильно организовав игровой досуг малыша, можно «на выходе» получить разносторонне развитую личность. Причем для этого сгодятся любые игры: и старинные народные, и авторские, разработанные педагогами и методистами, и придуманные родителями в соавторстве с карапузом.
Стоит ли сразу разграничивать в восприятии малыша игру и «реальную» жизнь?
Сразу отметим, что на эту проблему нет единой точки зрения. Раньше педагоги утверждали, что родителям сразу следует ориентировать малыша, где «игра», а где «не-игра», чтобы ребенок понял, к каким жизненным ситуациям стоит относиться предельно серьезно. Очень не поощрялось использование игрового элемента в таких «ответственных» мероприятиях, как введение прикорма или приучение к горшку. Сейчас специалисты в большинстве своем не столь радикальны, и связано это с несколькими причинами. Во-первых, маленький ребенок (до 2-3 лет) просто не способен отделить «игру» от «не-игры», для него это взаимоперетекающие ситуации. Во-вторых, обучение с использованием игровых элементов показало себя более эффективным, чем без таковых. Четкое же разделение процессов на «игровые» и «остальные» может привести к тому, что «не игровая» составляющая жизни будет восприниматься ребенком как нечто скучное и однообразное.
canadian pharmacy
Very nice post, good luck! 😉