Возрастной кризис у ребенка? Бывает и такое!


Многие родители к развитию своего ребенка относятся как к поступательному процессу, в ходе которого происходят исключительно позитивные изменения: малыш взрослеет, приобретает новые навыки, становится умнее и совершеннее. Поэтому, когда они сталкиваются с тем, что карапуз, еще совсем недавно демонстрировавший признаки зарождающегося интеллекта и социальной зрелости, начинает вести себя невыносимо, повергает их в шок. Они начинают размышлять о том, воспитывают ли они ребенка правильно, не избаловали ли они его и не пора ли “поставить чадо на место”.

Между тем им было бы намного проще осмыслить этот феномен, если бы они знали о том, что на протяжении первых лет жизни дети переживают особые кризисные периоды в своем развитии. Психологи относят их к категории возрастных кризисов. Может ли младенец столкнуться с этим? − с сомнением спросят некоторые из вас. Не только может! Как уверяют специалисты в области детской психологии, именно в первые годы жизни кризисы, связанные с возрастными изменениями, возникают чаще всего и протекают наиболее остро.

 Природа возрастных кризисов

Как и отчего возникают возрастные кризисы у ребенка? Связаны они с очень интенсивным физическим, интеллектуальным и эмоциональным развитием малыша. Если попытаться обрисовать этот процесс очень упрощенно, то изменения, которые возникают в ребенке в периоды стабильного развития, постепенно накапливаются и внезапно вступают в противоречие с существующим опытом малыша, с теми представлениями о нем, которые бытуют в семье и с требованиями, выдвигаемыми социумом. Выливается это в кризис, который может длиться от нескольких месяцев до года, протекает с большей или меньшей интенсивностью. Стабилизация состояния ребенка наступает после того, как в созревающей личности произойдут определенные изменения, которые временно гармонизируют его самоощущение.

Часто мамам и папам кажется, что кризис проявляется только в изменении поведения ребенка: он становится менее управляемым, более капризным, часто агрессивным. Тем не менее эти периоды тяжело переживаются и самим карапузом, даже малыш, не достигший года, уже прекрасно чувствует недовольство родителей, и разлад с ними причиняет ему эмоциональный дискомфорт. Так что если вы столкнулись с некоторыми проявлениями неадекватности малыша, которые связываете с возрастными кризисом, имейте в виду, что они не направлены на то, чтобы причинить вам неудобства, более того, ребенок сам растерян и ждет вашей помощи. При умном “включении” взрослого кризис у ребенка протекает слабее и завершается быстрее, особенно, если к этому взрослому у ребенка сформировалась стойкая привязанность.

Можно ли вообще избежать возрастные кризисы у ребенка? У психологов нет единой точки зрения на этот вопрос. Одни (их меньшинство) считают, что теоретически развитие ребенка может быть достаточно стабильным, и кризисные явления можно свести к минимуму правильным воспитанием и созданием ребенку максимально комфортной среды. Другие специалисты, в их числе знаменитые психологи − Выготский, Эриксон, утверждают, что кризис − необходимый этап в формировании личности, который дает возможность появиться новым структурам и разрушиться старым.

Основные возрастные кризисы у ребенка

В первый год жизни

Кризис новорожденности. Специалисты связывают его с тем, что из привычных условий, в которых он развивался в течение 9 месяцев, ребенок впервые попадает в новую для себя и часто дискомфортную среду. Выражаться это может в частом плаче, а также в психосоматических симптомах − коликах, аллергических реакциях. Благополучно преодолеть этот кризис поможет правильный подход к адаптации новорожденного.

Кризисы 3, 6, 9 месяцев. Своеобразные “подкризисы”, которые выделяются некоторыми психологами. Связаны с развитием мышления ребенка, изменением его восприятия себя и окружающей среды, в том числе, отделением от мамы, и овладением новыми навыками: малыш учится держать головку и переворачиваться, сидеть, ползать.

Кризис 1 года. Часто проявляется очень остро − у многих карапузов именно этот период связан с началом массовых детских истерик. Так ребенок реагирует на непонимание со стороны родителей. Ребенок в достаточной степени осознает себя как автономную от родителей единицу с собственными потребностями и возможностями. С точки зрения Выготского, основное достижение ребенка, пережившего этот кризис, − так называемая автономная речь (многозначные ситуативные слова-слоги). Ее появление знаменует, что малыш внутренне ощущает потребность в установлении более качественного контакта с родителями.

Как помочь ребенку преодолеть кризис первого года? Главное − не поддавайтесь собственному негативному настрою и желанию устроить ему взбучку за постоянные “сопли и слезы”. На данный момент его поведение не имеет ничего общего с детской манипуляцией; плач и истерики – это единственная доступная ему форма выражения своих негативных эмоций. С одной стороны, сейчас вам важно сохранять хороший эмоциональный контакт с ребенком, чтобы снизить его напряженность, с другой – стимулируйте развитие его речевых навыков. Чем раньше вы научите ребенка говорить, тем быстрее ваше общение станет более продуктивным.

Кризис 3 лет

Это достаточно известное явление, о специфике которого родителям могут рассказать и воспитатели в садике, и педиатр в детской больнице. В целом оно выражается в том, что ребенок становится непослушным, трудноуправляемым, начинает перечить родителям, делать все наоборот. Он начинает проявлять принципиальность и упрямство в отстаивании своей позиции и достижении своих целей, иногда становится очень обидчивым. Выготский выделяет основные характеристики поведения ребенка, переживающего этот кризис: негативизм, упрямство, строптивость, самостоятельность, обесценивание, изменение мотивации.

За всеми этими весьма тягостными для родителей проявлениями скрываются весьма болезненные для ребенка процессы: он осознает себя как полноценную личность, имеющую не только сиюминутные потребности, но и наделенную определенными обязанностями. Он начинает ценить признание своих успехов близкими людьми, в то же время осознавая, что это признание нужно заслужить, а для этого зачастую следует поступать вопреки своим желаниям. С ростом самосознания увеличивается его дистанция с родителями, в то же время сохраняется его потребность в безусловной любви и принятии. Поэтому для преодоления этого кризиса специалисты рекомендуют продолжать сохранять теплые, доверительные отношения с ребенком, при этом предоставляя ему больше самостоятельности и выдерживая четкие дисциплинарные рамки. Будьте осторожны в применении запретов и наказаний (здесь читайте интервью психолога о том, как наказывать ребенка правильно).

Кризис 7 лет

Следующий – и последний – кризис детского возраста связан, во многом, с формированием самооценки, развитием рефлексии и переосмыслением ребенком своей роли в социуме. Ребенок может стать нервным, неуравновешенным, неконтактным, обидчивым. Он очень болезненно относится к тому, как окружающие воспринимают его “взрослый” статус, и расстраивается или раздражается, если подозревает, что его считают “маленьким”. Игра как инструмент познания мира отходит на второй план; сейчас предпочтение отдается “взрослым” способам получения информации. У ребенка четко проявляется потребность в признании со стороны взрослых и сверстников, поэтому критика часто воспринимается “в штыки”.

Родители помогут перенести ребенку этот кризис с минимальными потерями, если будут демонстрировать уважение к его личности и ее индивидуальным особенностям (не стоит критиковать его слабые стороны, сравнивать его с другими детьми и т. д.) и если дадут ему возможность как можно быстрее освоиться в новом “взрослом” статусе (помогут ему сформировать вокруг себя новую предметную среду, отвечающую его требованиям, будут способствовать развитию его коммуникативных навыков и умения конструктивно решать конфликты, помогут выбрать оптимальную сферу приложения его способностей).

Также читайте:

КОММЕНТАРИИ
  • Добавить комментарий