Воспитание детей и психология успеха


Все мы хотим, чтобы наши дети были счастливы и успешны и смогли полностью реализовать себя и в творчестве, и в общении, и в профессиональной деятельности. Тем не менее многие родители к 4-5 годам «ставят крест» на своих чадах, с сожалением констатируя: «нет, мой Вова точно ничего не добьется, он слишком мечтательный» или «моя Леночка такая застенчивая, пусть уж растет просто хорошей девочкой». Как уверяет Ирина Петухова, консультант и бизнес-тренер, успешными большинству детей не дают стать сами родители.

Почему же так получается? Мы попросили Ирину выделить самые значимые причины, почему же мамы и папы, сами того не осознавая, ставят собственным детям «палки в колеса» на пути к самореализации.

Как родители мешают детям стать успешными?

Успешность слишком сильно связывается с финансовым благополучием и социальным признанием

Ирина Петухова: «В нашем социуме связь «успех-деньги-статус» особенно сильна, и родители зачастую неосознанно внедряют ее в сознание детей. Поэтому многие ребята школьного возраста уже знают, что все, что за пределами этой связки, никак не ассоциируется с успехом. Между тем, все люди разные, глобально у всех разные задачи, потребности, и каждый из нас может быть очень эффективным в рамках собственной жизненной стратегии. По большому счету, можно сказать, что успешность — это характеристика, показывающая, насколько человек умеет ставить перед собой цели, соизмеримые с его природными задатками, и успешно их достигать».

Успешность ассоциируется с определенными чертами характера и индивидуальными особенностями

Ирина Петухова: «Этот стереотип тесно связан с предыдущим. Логично, что успех — это богатство и статус, поэтому «атрибутами» успешного человека будут считаться те качества, которые помогают этого добиться. Получается, что потенциально успешными у нас считаются две категории детей: активные, напористые (экстравертного склада) и целеустремленные «ботаники» с высоким уровнем интеллектуального развития (или очень творчески одаренные). Остальные, опять же, «за бортом». Родители не озадачиваются тем, чтобы помочь им раскрыться, найти оптимальные возможности для реализации их внутренних ресурсов».

Успешность и инициативность могут оцениваться негативно

«Отрицательные коннотации в оценке людей, которые чего-то добились в жизни, тоже одна из наших национальных черт, — рассказывает Ирина Петухова. — Или, как один из вариантов, это позиция «не лезь, не высовывайся», которая транслируется детям чуть ли не с пеленок и к школе напрочь отбивает у них желание хоть в чем-то проявлять активность. Конечно, у многих из нас, взрослых, есть печальный опыт, который говорит о том, что инициатива может быть наказуема. В то же время наше стремление оградить детей от возможных неприятностей иногда просто перевешивает здравый смысл. А здравый смысл должен подсказать нам, что и опыт наш не всеобъемлющ, и эпоха уже совсем не та».

Какие же качества нужно воспитывать в детях, чтобы они умели добиваться своих целей?

Осознание своих сильных и слабых сторон и собственных потребностей

«Выше я уже говорила о значимости правильного целеполагания для самореализации, — поясняет Ирина. — Иными словами, человек должен очень четко представлять, чего хочет добиться (и насколько он к этому предрасположен) он сам, не ориентируясь на стереотипы, бытующие в социуме, и предпочтения близких. У нас сплошь и рядом бывает так, что ребенка с детства ориентируют на развитие в сфере, которая ему не близка и не интересна (например, для продолжения «семейной династии» отдают в музыкальную школу). И даже если с формальной точки зрения его деятельность будет результативной, она все равно не будет приносить ему такого удовлетворения, как по-настоящему любимое занятие. Поэтому родителям очень важно с первых лет жизни правильно «направить» ребенка и помочь ему раскрыть свой потенциал».

Целеустремленность, желание «расти над собой» и готовность «работать над ошибками»

Ирина Петухова: «Многие думают, что целеустремленность зависит от врожденных волевых качеств, поэтому, если человек от природы слабохарактерный, его бесполезно перевоспитывать. Я не вижу сильной зависимости между чертами характера и умением достигать своих целей. Это скорее определяется мировоззрением человека и его самооценкой. Знаю достаточно много людей, достаточно «мягких» по характеру, неконфликтных, которые, тем не менее, стали сильными управленцами. У человека такого склада обычно есть свои сильные стороны, которые ему помогают; да, есть и слабые, но их негативное влияние можно нивелировать, работая над собой. А посыл к саморазвитию, опять же, во многом задается в семье, и личным примером родителей, и проговариваемыми установками. Если они с детского сада учат ребенка «не пасовать» перед сложностями, воспринимать каждый трудный момент не как проблему, а как задачу, требующую приложения творческих и интеллектуальных усилий, у него очень хорошие перспективы».

Эмоциональная стабильность и умение гармонизировать свое внутреннее состояние

Ирина Петухова: «Вся наша жизнь — это череда взлетов и падений, и чем насыщеннее и интереснее жизнь, тем больше в ней сложных и болезненных моментов, провалов и неудач. Если каждую из этих неудач воспринимать как трагедию и тратить на ее переживание много сил и времени, то для человеческой психики это будет просто неподъемно. Получается, для минимизации эмоциональных затрат у человека есть два выхода.

Первый — уменьшить количество стрессовых факторов в своей жизни, то есть отказаться от общения с неприятными людьми, от участия в сложных проектах, вообще «закуклиться». Как вы понимаете, такая позиция не очень сочетается с установкой на успешность.

Второй вариант — просто перестать реагировать на неприятные раздражители, и он мне кажется наиболее конструктивным. Кстати, научить маленьких детей спокойно переживать свои неудачи и не воспринимать их «слишком лично» не так уж сложно, но, к сожалению, многие родители, наоборот, своим отношением к детским промахам (криком, руганью, постоянными дальнейшими напоминаниями о них) формируют у ребенка нездоровое отношение к подобным ситуациям. Стресс по поводу малейшего промаха и страх наказания могут отбить желание развиваться даже у самого талантливого ребенка».

А вот несколько рекомендаций от  Ирины Петуховой, как привить ребенку веру в себя и «правильный» настрой:

  1. Научитесь сами достигать поставленных целей. Ничто не будет мотивировать ребенка лучше, чем ваш пример.
  2. Учитесь понимать своих детей и уважать их индивидуальные особенности, будьте близки с ними.
  3. Очень осторожно относитесь к запретам и наказаниям: они отбивают желание проявлять инициативу (здесь читайте статью, как наказывать ребенка правильно).
  4. Ведите вместе с детьми активную жизнь, показывайте им, что мир интересен и разнообразен.
  5. Будьте позитивны и всегда настраивайте ребенка на положительный исход дела. Учите его видеть хорошее даже в плохом.

Пройдите онлайн-тест: есть ли у вашего ребенка задатки лидера?

Также читайте:
КОММЕНТАРИИ
  • Добавить комментарий