Методика Глена Домана: растим гения


Глен Доман, автор популярной методики раннего развития детей, уверен, что неограниченный потенциал дан ребенку от рождения (это те самые «резервные» 99 процентов мозга, которые у большинства людей не задействованы). Задача родителей – помочь реализовать этот потенциал.

В отличие от развивающей методики Монтессори, ориентированной на обучение детей в специальном интернате, методика Глена Домана подойдет тем, кто считает, что идеальными педагогами для ребенка являются сами родители. Любой родитель, если приложит к тому значительные усилия, в состоянии вырастить гения.

Основы методики Глена Домана

Как и Мария Монтессори, Глен Доман пришел в педагогику из медицины. Как врач-нейрофизиолог, он занимался лечением различных повреждений головного мозга у детей и добился поразительных результатов в реабилитации таких больных. Удивительно, но дети с глубокой степенью умственной отсталости догоняли своих сверстников в развитии, а иногда превосходили их! Причина такой эффективности – в понимании Доманом особенностей функционирования человеческого мозга.

Наиболее активно мозг «растет» до года. После трех лет этот процесс значительно замедляется, а после семи – практически прекращается. Чем младше ребенок, тем проще его обучать. Если мозг значительно поврежден и некоторые участки не функционируют, можно задействовать «резервные» клетки (общеизвестно, что человек использует ресурсы своего мозга всего на 1%). Если вовремя начать реабилитацию, то даже при таком серьезном диагнозе, как ДЦП, можно научить ребенка говорить и ходить и он почти ничем не будет отличаться от здоровых сверстников. А что если применить эту же методику к абсолютно здоровому ребенку? Тогда, по мнению Глена Домана, можно воспитать гения.

Биты гениальности

Каким образом это сделать? Глен Доман убежден, что основу каждого знания составляют факты. Например, «Волга впадает в Каспийское море», «в период Великой Отечественной войны на Волге произошла Сталинградская битва». Фактами не являются оценочные суждения: «Волга – выражение русской души». Факты – это «биты» информации. Аналогию человеческого мозга с компьютером Доман проводит постоянно. Он искренне сокрушается, что “компьютер мы аккуратно и точно начиняем данными, а мозг ребенка засоряем неточной, путаной информацией!”

Итак, цель занятий по методике Домана – познакомить детей с множеством точных, ярких, интересных фактов. Эти факты должны быть систематизированы по разделам знаний, категориям и битам: раздел «география», категория «реки России», биты «фотографии рек России». Подбор конкретных фактов и их категоризация возлагается на родителей, Доман дает лишь общие рекомендации.

Занятия по методике Домана проходят следующим образом: несколько раз в день ребенку показывают и называют карточки (биты знаний) из разных областей знания. Доман рекомендует начать с пяти категорий по пять карточек в каждой, постепенно увеличивая количество категорий. Карточки нужно показывать в достаточно быстром темпе, чтобы малыш не успел заскучать и отвлечься. Раз в день одну из карточек следует заменять на новую. По подсчетам Домана, для того чтобы ребенок запомнил 1 бит информации (1 карточку), необходимо 30 показов.

Обучение чтению следует начать с показа не букв алфавита (которые для ребенка представляют абстракцию), а с целых слов, написанных на карточках большими красными буквами. Нужно показать карточку и громко вслух прочесть слово. В результате у ребенка вырабатывается понимание того, что единицей языка является слово (а не буква и не слог), что впоследствии помогает научиться читать бегло, понимая смысл прочитанного и правильно интонируя фразу.

При обучении математике Доман тоже предлагает уйти от абстракций (коей являются числа) и заменить соответствующим количеством точек, от одной до бесконечности. Точки следует рисовать на карточках (правда, сложно уместить на одной карточке, к примеру, 153 точки, не говоря уж о больших числах). Карточки следует показывать ребенку, называя при этом количество точек. Таким образом, по методике Домана, можно научить оперировать в уме многозначными числами. В основе своей эта система логична: при обучении счету сначала ребенок считает конкретные предметы (вот у тебя было 6 яблок, 2 тебе дала сестра, сколько всего стало?), потом переходит к большей абстракции, счетным палочкам, и только после знакомится с цифрами.

Доман уделяет внимание не только умственному, но и физическому развитию. Нужно стараться учить ребенка ползать с первых дней его жизни, а также заниматься с ним «динамической гимнастикой», т.е. вертеть и крутить его различными способами. Так он разовьется значительно раньше своих сверстников.

Методика Глена Домана: за и против

Сторонники метода убеждают: если усердно заниматься, то результаты обязательно будут! В 4 года малыш будет знать множество фактов из истории, географии, литературы и зоологии. Если вы ищете ответы на вопросы, как научить ребенка бегло читать, чтобы он при этом понимал смысл прочитанного, или как выучить английский язык, опять же обратите внимание на методику Домана.

В то же время у подхода Домана есть и противники. Они говорят о том, что данная методика не учит логическому мышлению (которое является основой для дальнейшего самостоятельного познания мира). Ребенок лишь пассивный объект обучения: мама сидит и издалека показывает ему карточки, сообщая строгий набор фактов. Методика не предполагает диалога между учеником и учителем; на разговоры может вообще не остаться времени: мама будет занята только изготовлением множества карточек с точками, словами, фразами, портретами исторических деятелей. Могут возникнуть проблемы чисто бытового плана: она должна будет в буквальном смысле «полностью посвятить себя ребенку». Может, в ситуации, когда ребенок тяжело болен, это и оправдано, а если здоров? Зачем нужно такое самопожертвование? А если детей двое (трое, четверо)?

Впрочем, наличие многих вопросов свидетельствует о том, что методика Домана, при всех ее спорных моментах, вызывает интерес.

Также читайте:

КОММЕНТАРИИ
  1. thaiwinter.com

    Гения сложно, конечно, воспитать! Но, будем пытаться, все никак не могли начать читать Домана, хотя в электронном виде есть! Лучше уж в печатном варианте достать, наверное.

    Ответить
  2. Имя

    Если так прочитать, то мы будем растить не личность, а компьютер. Нужно не забывать о том, что вы обучаете вашего ребенка, а не кофеварку.

    Ответить
  • Добавить комментарий