Развитие воображения у детей


Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи на основе уже существующего опыта и манипулировать ими. Воображение тесно связано с такими понятиями, как моделирование, творчество, игра, память. Вопреки сложившемуся представлению о том, что развитое воображение необходимо преимущественно представителям творческих профессий, это качество оказывается полезно и людям, связанных с иными сферами деятельности: инженерам, программистам, даже врачам. Именно воображение помогает людям находить решения в сложных ситуациях, предлагать нестандартные ходы и взглянуть на уже привычные вещи с непривычной точки зрения.

Предпосылки развития воображения у детей

Развитие воображения у детей тесно связано с развитием речи и абстрактного мышления;  имеет определенное значение и развитие навыков  сенсорного восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние), поскольку образы создаются не только из обобщенных представлений, но и на основе телесного опыта. Таким образом, развитию воображения у малышей помогут занятия, способствующие формированию речевых навыков (беседы с ребенком, чтение книг, развитие мелкой моторики рук – в коре головного мозга центры, “отвечающие” за речь и мелкую моторику, находятся рядом), а также сенсорному развитию малышей (разглядывание картинок, прослушивание музыки, тактильная стимуляция).

Занятия по развитию воображения у детей

Для того чтобы ребенок начал “использовать” воображение как обычный для него инструмент, необходимо, чтобы он привык к мысли, что в каждом предмете или явлении заложено больше, чем кажется на первый взгляд. Поэтому важно поощрять у детей любого возраста стремление к новаторству, к эксперименту (разумеется, не в ущерб соображениям безопасности), а также стимулировать их задавать вопросы и придумывать истории.

Развитие воображения у детей до полутора лет

У малышей в этом возрасте речевые навыки еще недостаточно развиты. Тем не менее детям с 5-6 месяцев (с того момента, когда у них появится интерес к книгам) можно читать, рассказывать стихи и короткие истории, разглядывать картинки (обязательно подробно рассказывайте, что на них изображено, можно проводить аналогии с предметами, которых нет на картинке). Обеспечьте ребенку максимум разнообразных впечатлений (носите его с собой в гости, ездите на пикники, в магазины, не держите ребенка в кроватке и не “втыкайте” за телевизор), поощряйте его интерес к игрушкам и предметной среде. Играйте с ним почаще в прятки (это самый первый способ отработать у ребенка навык действия в нестандартной ситуации), после года купите ему несколько игрушек “с секретом”.

Развитие воображения у детей полутора-трех лет

Примерно с этого возраста ребенок способен активно включиться в процесс вербальной коммуникации со взрослым, пользуйтесь этим обязательно. Рассказывайте ребенку о людях и предметах, которые его окружают, почаще бывайте в новых местах. О нескольких предметах из вашей (бабушкиной, тетиной) квартиры – это могут быть игрушки или просто интересные вещицы – придумайте наиболее захватывающие, фантастические истории. Учите ребенка времени: пусть он мыслит не только сегодняшним днем, а перспективно и ретроспективно (например, вы одеваетесь на прогулку и надеваете на малыша куртку; расскажите ему о том, в какой куртке он ходил гулять год назад, или о том, куда вы сейчас пойдете и что увидите).

В этом возрасте уже вполне можно найти для ребенка творческое хобби. Одни дети более тяготеют к рисованию, другие – к музыке, третьи обожают танцевать. Главное, стремитесь к тому, чтобы дети не просто механически отрабатывали правильные действия, а пытались осознанно импровизировать.

После полутора лет в ходе игры ребенок может уже моделировать определенные ситуации из своей жизни: то есть малыш уже не просто катает машинку, а привозит на ней папу на работу, и не просто складывает башню из кубиков, а строит дом для мишки. Поощряйте у ребенка стремление к усложнению игры: пусть он научится прорабатывать детали ситуации, варианты ее развития – в дальнейшем это научит его моделированию и планированию.

Развитие воображения у детей старше 3-х лет

В этом возрасте ребенок уже вполне может выступать в качестве полноправного соучастника творческого процесса. Читайте с ним сказки и истории, смотрите мультики и придумывайте продолжения или альтернативные варианты развития событий. Играйте в ассоциации, в поиски клада или в погоню за привидениями, вовлекайте ребенка в исторические реконструкции. Возможно, ребенка привлечет участие в простых театрализованных постановках, игра в шахматы или иные игры со стратегическим уклоном

Также читайте:

КОММЕНТАРИИ
  • Добавить комментарий