Развитие самостоятельности у детей


«Ну вот, скоро ребенку год, наконец-то он отстанет от нас и начнет играть один» – такие мысли пестуют в себе многие родители, чьи чада требуют много внимания в первые месяцы своей жизни. И вот, ребенку исполняется год, а потом год и три месяца, а потом полтора года — но долгожданная пора самостоятельности все не наступает и не наступает! Бабушки уже все уши прожужжали о том, что малыш избалован, нужно его срочно “воспитывать” и «отучать ребенка от рук», а чего могут наслушаться мамы, практикующие совместный сон и продолжающие кормить малыша грудью, – это уже из области семейных триллеров. Итак, что же делать в этом случае бедным родителям, возможно ли развитие самостоятельности у детей без применения «репрессивных» мер? Для того чтобы сделать для себя какие-то выводы на этот счет, давайте разберемся в нескольких вопросах.

Что же такое “самостоятельность”?

Для начала определитесь, что именно вы имеете в виду под термином “самостоятельность”. Вам нужно, чтобы ребенок оставил вас в покое и играл один как можно скорее? Или чтобы он искренне получал удовлетворение от процесса самостоятельного познания мира? Если вы стремитесь к первому, то слушайте бабушек; если ко второму — то переходим к вопросу 2.

Почему ребенок, имеющий уже достаточно навыков, продолжает «виснуть» на родителях?

По природе своей дети очень любознательны: когнитивные потребности входят в число базовых психологических потребностей ребенка первых лет жизни. Другое дело, что информацию об окружающем мире все накапливают по-разному. Есть малыши, которым нужно самим все попробовать “на зубок”, а есть такие, кому нужна помощь взрослого. К тому же критерий «достаточности» тех или иных навыков очень субъективен. Да, мамы нынешних молодых мам часто считали, что если ребенок может самостоятельно сидеть и держать игрушку, то он вполне способен сам себя занять. А у самого ребенка может быть противоположная точка зрения на этот вопрос. Постоянно приставая к вам, он просто хочет, чтобы вы пополнили багаж его знаний о том, как можно взаимодействовать с окружающей средой. Поймите, что смысл его поведения не в том, чтобы сделать вам хуже; просто малыш очень ценит ваше общество и считает вас авторитетом, который может его многому научить. Если вы внезапно и резко начнете отдаляться от него, мотивируя это высокой целью “развития самостоятельности у ребенка”, то бесценное доверие может быть утрачено раз и навсегда.

Психологи утверждают, что в норме такое поведение ребенка может продолжаться до 2,5-3 лет (особенно это касается детей на длительном грудном вскармливании, очень привязанных к маме). Возраст 3 года считается одной из значимых вех в формировании личности ребенка, когда он уже достаточно эмоционально и интеллектуально развит, обладает необходимым количеством бытовых и коммуникативных навыков и психологически самодостаточен, чтобы начать отделять себя от мамы.

Можно ли как-то ускорить процесс развития у ребенка самостоятельности?

Можно, но делается это не в один момент. Помните главное правило социализации: утрачивая что-то, ребенок должен понимать, что взамен он приобретает нечто большее. Проще говоря, самостоятельностью его нужно заинтересовать, чтобы он не драматизировал факт отдаления от родителей. Что можно для этого делать:

  1. Для развития самостоятельности у ребенка больше занимайтесь с малышом разнообразными видами деятельности: играйте в игрушки, лепите, рисуйте, рассматривайте книжки, после полутора лет вводите ролевые (сюжетные) игры. Это поможет вам понять, к чему склонен ваш ребенок, а самому малышу даст возможность чем-то заинтересоваться.
  2. Давайте ему играть со «взрослыми» предметами. Мария Монтессори, автор одной из самых популярных методик раннего развития детей, утверждала, что до 3-х лет малышам свойственно больше интересоваться обычными предметами, окружающими его в быту, чем игрушками. И если ваш карапуз забраковал дорогой развивающий центр, который вы ему купили, может быть, он с увлечением будет развлекаться с поварешками или с совком и веником?
  3. Подавайте ему пример активной жизненной позиции и эффективного планирования времени; правильно выстраивайте режим дня ребенка после года. Родителям, чей день с малышом будет наполнен разнообразными занятиями, интересными и имеющими понятную цель, проще воспитать инициативную и самостоятельную личность, чем тем, кто бесцельно проводит время у телевизора.
  4. Вовлекайте его в свои дела, давайте поручения, например, выбросить упаковку из-под сока в мусорное ведро, принести папе полотенце (детям постарше можно давать более сложные задания). Это поможет развитию у детей самостоятельности и еще одного важного качества – ответственности.
  5. Оставляйте малыша с вашими друзьями и родственниками, которым он симпатизирует. Возможно, вам действительно свойственна некоторая гиперопека, и посторонний человек быстрее и эффективнее научит карапуза определенной модели поведения, что будет способствовать развитию у ребенка самостоятельности.
  6. Не торопите малыша. Всему свое время – это главное, что должен помнить родитель, стремящийся воспитывать ребенка правильно. Получайте удовольствие от общения с ним, ведь через несколько лет вы будете с ностальгией вспоминать, как он преданно смотрел на вас и внимал каждому слову.

P.S.: а что же с развитием самостоятельности у детей более старшего возраста – у дошкольников и учеников младших классов? На этот счет есть достаточно интересная точка зрения: чтобы вырастить ребенка активным и независимым, родителям рекомендуется как можно раньше начинать вовлекать свое чадо в семейный бизнес или давать им поручения по работе (если есть такая возможность). Вмените ребенку в обязанность рассылать электронные письма вашим партнерам, отвечать на телефонные звонки, “курировать” каталоги продаваемой вашей фирмой продукции – и будете поражены результатом! Именно так воспитывают своих детей многие успешные предприниматели.  “Взрослые” и “серьезные” задачи намного интереснее современным детям и намного эффективнее с точки зрения развития у них самостоятельности и инициативности, чем, к примеру, выполнение домашних обязанностей.

Также читайте:

КОММЕНТАРИИ
  • Добавить комментарий