Развитие ребенка в 3 года: новые успехи, новые проблемы


Если в год и даже отчасти в 2 года заметные посторонним достижения малыша в большей мере определяются его индивидуальными особенностями, нежели вкладом родных и близких в его развитие, то по ребенку уже прекрасно видно, занимаются ли с ним мама и папа (бабушки, дедушки), а если занимаются, то чем и как. На детской площадке прекрасно можно отличить активных (иногда даже слишком активных) и предприимчивых деток, которые уже давно посещают детский сад, и их спокойных, часто более робких, “домашних” сверстников. По манере общения малыша можно “вычислить”, какой тип взаимодействия принят у него в семье: резковатая Катя, отбирающая у всех малышей игрушки, явно копирует свою “боевую” маму; а в жизнерадостном Костике, который вечно придумывает новые игры и зовет в них играть всех знакомых и незнакомых детей, явно прослеживаются манеры его открытого и дипломатичного отца.

Трехлетние дети как губка “впитывают” в себя новую информацию, особенно касающуюся интересующей их сферы. Поэтому нередко можно встретить малышей, которые достаточно компетентно опишут вам строение Солнечной системы и расскажут о том, что представляет собой космос. Есть дети, которые расскажут вам о самых известных картинах Третьяковской галереи и то, что вы сами о них не знали; есть карапузы, которые перечислят вам марки встреченным ими машин. И эти дети вовсе не гении – просто они уже успели чем-то увлечься, и родители поддерживают эти увлечения.

3 года – довольно “опасный” возраст, в том смысле, что ребенка, не привыкшего развиваться и работать над собой, после его достижения мотивировать будет сложнее и сложнее. Если до этого все познавательные потребности крохи вы привыкли “замыкать” на мультики или телевизор, то ему будет трудно перестроиться на новые типы информации, где требуется “включать” воображение. В дальнейшем это может привести к проблемам в обучении и в личностном развитии, поэтому, если вы замечаете “мультфильмозависимость” у ребенка, срочно принимайте меры.

 Каковы же “усредненные” показатели адекватного развития ребенка в 3 года?

Речь и мышление

Ребенок выражает свои мысли с помощью полноценных предложений, часто имеющих сложную структуру. Употребляет союзы с причинно-следственным значением (потому что, поэтому и т.д.), с семантикой времени (потом, до этого). У него уже сформировалось некоторое представление о временной протяженности (хотя он может еще путать слова с темпоральным значением, например, “завтра” и “вчера”, “уже” или “еще”): он правильно использует времена глаголов, отделяя свершившиеся действия от планируемых. У него уже хорошо развита память, он узнает места, где он был в обозримом прошлом, ассоциирует их с определенными событиями. В общем, вы можете полноценно начинать учить ребенка времени.

Трехлетние детки, как правило, способны описать все, что происходило с ними недавно, выразить свое отношение к этому и даже сделать какие-то выводы (“Паша стукнул Петю, это плохо, так делать не надо”). Малыш знает все предметы, которые окружают его в быту и встречаются ему на улице, может описать многие из них, рассказать об их назначении. Многие родители переживают, если к 3 годам их ребенок не знает все основные цвета и формы. Тем не менее это нормально: как мы уже говорили, для детей свойственно запоминать в первую очередь то, что им интересно. Поэтому если ваш карапуз, в отличие от соседского Вани, не знает, что такое октаэдр, но отличает гепарда, леопарда и пуму, значит, с его интеллектуальным развитием все в порядке!

В 3 года дети рассказывают наизусть стихи, кто-то запоминает и любимые сказки. Конечно, в речи еще остаются ошибки (в спряжениях глаголов, в согласовании прилагательных с существительными и т.д.), но если вы полноценно занимаетесь развитием речи у ребенка, то скоро все исправится. Многие малыши в этом возрасте знают буквы/цифры/и то и другое, умеют считать до 10-20. Теоретически, ребенка в этом возрасте можно учить читать и заниматься с ним арифметикой.

Воображение малыша в 3 года практически безгранично, он сам часто не способен отделять вымысел от реальности. Если он уверен, что в шкафу живет сказочная сова, убедить его в обратном почти невозможно. Не ругайте карапуза за выдумки: они не имеют никакого отношения к целенаправленному обману, а способность из “кусочков” своего опыта воссоздавать новую реальность в дальнейшем может ему сильно пригодиться.

Творчество

Психологи и педагоги до сих пор спорят, к чему должно сводиться творческое развитие ребенка в 3 года. Должно ли творчество быть только средством импровизации и самовыражения малыша без какого-либо вмешательства со стороны взрослых или все же стоит уделять внимание и “правильности” исполнения? Как бы то ни было, у каждого ребенка уже есть свои любимые творческие занятия: предпочитаемые материалы (к примеру, тесто для лепки ему нравится, а пластилин нет), способ их использования (любит ли рисовать пальцами или кистью) и т.д. Если вы не сторонник сугубо импровизационного подхода в детском творчестве и все-таки целенаправленно обучаете его азам техники, то, скорее всего, он уже может нарисовать самую простую картину (из разряда “Маша под елкой”), слепить снеговика из 3 шариков. Многим детям в этом возрасте нравится выполнение “многоступенчатых” поделок (аппликации, элементы которых нужно вырезать, а потом наклеивать, поделки из природного материала и т.д.).

Развитие личности

Широко известен феномен так называемого “кризиса 3-х лет”, связанного с особенностями процесса формирования личности ребенка. К этому возрасту ребенок уже полностью осознает себя как отдельную “единицу” с присущими  ему уникальными чертами: внешностью, характером, жизненным опытом, вкусами (при этом, что интересно, самоидентификация его все равно строится на причислении себя к определенным группам: “я девочка”, “я большая”, “я красивая”). Начинается “борьба за независимость”: малыш пытается доказать, что у него есть право на собственное мнение и на свой выбор, причем делает это зачастую глупыми или даже опасными, с точки зрения родителей, методами. Например, надевает летом зимнюю шапку или пытается забраться на дерево, игнорируя мамины предупреждения. Часто чадо становится болезненно обидчивым. Истерика может начаться по любому поводу: пусть он не отличает пока по вкусу элитный китайский чай от дешевого пакетированного, но если, привыкнув получать заварку из красивого фарфорового чайничка, он вдруг обнаружит у себя в кружке пакетик, это может быть интерпретировано как предательство его интересов  и вызвать море слез.

Внутренние противоречия ребенка усугубляются и его “вхождением” в мир моральных норм и ограничений.  Он сталкивается с понятиями “хороший”, “честный”, “несправедливый” и т.д., пытается идентифицировать себя с помощью этих понятий. Если у него нет четкой позиции по этому вопросу (например, сами родители дают ему противоречивые характеристики), это может запутать его и привести либо к агрессии, либо к неуверенности в себе.

Для родителей этот период – суровое испытание (особенно с учетом того, что часто он накладывается на “эдипову” фазу). Тем не менее запаситесь терпением, сейчас вам нужно четко и последовательно установить условия ваших взаимоотношений с карапузом и границы дозволенного: дать ему понять, что вы его любите, несмотря ни на что, и принимаете таким, какой он есть, вы уважаете его выбор, если он не противоречит здравому смыслу, но какие-то его “акции”, выходящие за рамки дозволенного, будут наказываться. Таким образом, если у малыша будет четкая система координат, в которой он сможет легко ориентироваться и оценивать по ней свое поведение, это поможет ему быстрее преодолеть кризис. Не бойтесь расширять круг обязанностей ребенка (например, по дому): при правильном обосновании это не только поможет воспитать в нем ответственность, но и польстит его мнению о себе как о взрослом.

Социальное поведение

По стилю общения и поведения в социуме все дети очень заметно отличаются друг от друга, причем связано это не только с индивидуальными особенностями, но и с уже имеющимся социальным опытом. Среди трехлеток уже выделяются потенциальные лидеры – заводилы, которые придумывают новые игры, вовлекают в них других детей; видны дети “компанейские”, которые с удовольствием заводят новые знакомства, и тихони, одиночки, которые с большим удовольствием сидят с книжкой в уголке. Не переживайте, если ваш малыш из таких: возможно, он просто из числа интровертов, ориентированных на свой внутренний мир. Недостаточная социальная активность у таких деток часто компенсируется острым умом или богатым воображением. В то же время если ребенок в коллективе сверстников демонстрирует неадекватную реакцию – начинает пугаться, плакать – это повод проконсультироваться у детского психолога.

Коммуникативные навыки и социальное развитие детей в 3 года:

  • умеет знакомиться, здороваться, прощаться (владеет соответствующими этикетными формулами);
  • может вести себя в соответствии с требованиями, существующими в данной социальной группе;
  • участвует в игре по ее правилам, может потом эти правила воспроизвести;
  • умеет сотрудничать (делать что-то вместе с другим ребенком и взрослым, разделяя при этом с ним какие-то функции или операции);
  • демонстрирует свой стиль поведения в конфликте (активно участвует, самоустраняется, старается его конструктивно разрешить).
Также читайте:

КОММЕНТАРИИ
  • Добавить комментарий