Развитие мышления у ребенка до 3-х лет


Мышлением называют процесс формирования представлений об окружающем мире на основании накопления и анализа личного опыта, а также способность на основании этого опыта делать прогнозы. Мышление дает возможность получать такую информацию о явлениях и объектах окружающего мира, которая не может быть непосредственно воспринята органами чувств (к примеру, информация о свойствах материи, о закономерностях исторического процесса и т.д.). Мышление тесно связано с таким свойством сознания, как память.

Давайте рассмотрим основные этапы развития мышления у ребенка до 3 лет.

С рождения до 6 месяцев мир воспринимается малышом в категориях  “здесь” и “сейчас”. У ребенка еще «не запустилась» память, поэтому нет ощущения времени и повторяемости событий и явлений; каждый объект и ситуация воспринимается как нечто уникальное.

Тем не менее познавательные потребности ребенка очень сильны уже на этом этапе, и малыш быстро и успешно учится воспринимать и обрабатывать информацию. К 4-5 месяцам возникают предпосылки для развития наглядно-действенного мышления, “отвечающего” за восприятие предметов в процессе действий с ними. Оно появляется в процессе практической деятельности и становится основой для формирования более сложных видов мышления. Постепенно ребенок начинает узнавать людей и знакомые предметы, что знаменует развитие памяти.

Несмотря на то что малыш в этом возрасте не способен к вербальному общению, у него достаточно богатые и постоянно совершенствующиеся коммуникативные навыки (он использует плач, интонацию, мимику, жесты). Это так называемая долингвистическая стадия языкового общения, очень значимая для успешного интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

С 6-9 месяцев благодаря манипуляциям с объектами предметной среды (например, игрушками) малыш начинает понимать, что определенное действие может привести к определенному результату (например, если стукнуть погремушку, она загремит). Это первый этап в развитии логического мышления. Кроме того, карапуз постепенно понимает, что мир не ограничен тем, что он воспринимает в тот или иной момент с помощью органов чувств. Еще одно достижение в развитии мышления ребенка – он начинает пытаться соотносить слова с объектами окружающей действительности. Это важный этап в его речевом развитии.

С 9 месяцев ребенок начинает категоризировать предметы, что знаменует начало абстрактного мышления. Конечно, пока это еще самая примитивная чувственная абстракция — выделение одних свойства или качеств предмета за счет отвлечения от других (например, малыш считает “кисами” всех животных с пушистыми хвостами). Тем не менее для ребенка это значительный прогресс! И, конечно, продолжается развитие языка: к году ребенок может осознанно произнести в среднем 5-10 слов.

С 12 месяцев продолжается развитие логики; ребенок начинает понимать причинно-следственные связи не только между какими-то простыми действиями, но и между некоторыми событиями. Он уже может мыслить перспективно и ретроспективно (понимает, что недавно покушал, а скоро пойдет гулять). Некоторые дети уже демонстрируют склонность к определенному виду активности и даже способности в какой-либо сфере (у одних хорошо получается собирать головоломки, у других рисовать, третьи интересуются стихами и сказками, и т.д.)

С 18 месяцев ребенок начинает осознанно выделять и запоминать характеристики предметов (размер, цвет, форма). Параллельно с памятью и абстрактным мышлением развивается и воображение — способность моделировать в уме ситуаций на основе реального опыта. Скорее всего, в полтора года ребенок начал проявлять интерес к самым простым сюжетно-ролевым играм (например, собирает сумку и представляет, что идет в магазин). Новый скачок в развитии языка — малыш уже не просто называет отдельные предметы или действия, а пытается описать ситуацию комплексно (например, предмет+действие, предмет+его место расположения и т.д.). Для достижения этой цели он пытается формулировать целые предложения.

С 2-х лет у малыша началось формирование цельной и связной картины мира – готовьтесь, скоро начнется эпоха «тысячи почему». Правда, пока ваш кроха не столько задает вопросы, сколько комментирует все, что происходит вокруг него и вызывает вас на диалог, но ведь это только начало! Поощряйте любознательность крохи и, рассказывая ему о чем-то, старайтесь, чтобы ваша информация была понятной и внутренне непротиворечивой. Читайте ему познавательные книги, ходите в музеи и зоопарк; обратите внимание на обучающие детские настольные игры (такие можно заказать на сайте www.umnitsa.ru) – с их помощью малыш тоже может узнать много нового. Призывайте чадо самому высказывать точку зрения на те или иные явления: это не только поможет развивать речь ребенка – так вы будете способствовать “тренировке” у него логического мышления. Продолжается развитие памяти: сейчас карапуз уже достаточно четко фиксирует свои воспоминания и может о них рассказать.

С 2,5-3 лет у ребенка развивается полноценное наглядно-образное мышление: действия, ранее осуществляемые с реальными объектами, дети могут теперь уже воспроизводить на уровне представлений. Развитое воображение в совокупности с отработанными навыками (рисования, лепки и т.д.) позволяет малышу начать творческую деятельность. Еще один значимый этап в развитии мышления ребенка – начало формирования самосознания, то есть восприятия себя как личности с определенными свойствами и качествами (здесь читайте статью о формировании личности ребенка).

Как стимулировать развитие мышления у ребенка?

В своем бестселлере “После трех уже поздно” этому вопросу уделяет много внимания Масару Ибука, японский инженер, один из основателей компании Sony и специалист в области раннего развития детей. Вот несколько оригинальных рекомендаций от господина Ибука.

  1. В первые годы жизни ребенок обладает гигантским потенциалом к обучению. Не не замыкайте его в пространстве манежа или кроватки. Чем больше малыш получит новых впечатлений на начальном этапе, тем более развитым он вырастет. Любите его и принимайте таким, какой он есть, – ощущение безопасности даст ему дополнительный стимул к изучению окружающей среды.
  2. Не решайте за ребенка, что для него “слишком сложно”, дайте ему самому возможность выбирать между Микки Маусом и музыкой Баха. Если малыша что-то заинтересовало, это значит, что он в состоянии это “освоить”.
  3. Старайтесь поощрять ребенка “работать” обеими руками (а не только “основной”). Тренировка мелкой моторики обеих рук способствует развитию обоих полушарий мозга.
  4. Не ограничивайте развитие воображения ребенка своими представлениями о “правильном” и “неправильном”. Дайте ему возможность импровизировать, рисовать зеленые треугольные яблоки и превращать старый ботинок в сказочную карету.
  5. Расширяйте круг общения малыша. Бабушки, дедушки, ровесники – все они будут способствовать расширению кругозора ребенка, получению нового опыта и навыков
Также читайте:

КОММЕНТАРИИ
  1. Алиса

    Интеллект развивает общение с животными pumbr.ru/istoriya-druzhby-malchika-noya-i-spasennoj-soroki/

    Ответить
  • Добавить комментарий