Развитие мелкой моторики рук у ребенка


Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. За мелкую моторику “отвечают” нервная и мышечная системы, зрение.

Развитие мелкой моторики рук у детей проходит в несколько этапов. Еще в первые месяцы жизни карапуз способен ухватиться за пальцы взрослого или удерживать предмет, который вложили ему в руку. Примерно в 3-4 месяца ребенок делает первые неловкие попытки самостоятельно взять заинтересовавшую его вещь. Затем он учится перекладывать ее из одной руки в другую и брать двумя пальцами (так называемый пинцетный захват). После полугода малыш активно осваивает манипуляции с игрушками различных размеров и форм, а после 9 месяцев пытается самостоятельно есть ложкой. После года развитие у ребенка мелкой моторики рук продолжается: он оттачивает умение держать ложку и вилку, учится рисовать, завязывать шнурки и застегивать пуговицы. В 2-2,5 года малыш начнет пользоваться ножницами, делать аппликации, собирать пазлы.

С возрастом количество операций, требующих развитой мелкой моторики рук у ребенка, будет возрастать. К таким операциям относятся письмо, умение играть на музыкальных инструментах, печатать на клавиатуре, шить, вязать, собирать и разбирать небольшие механизмы и многое другое. Кроме того, доказано, что развитие мелкой моторики рук у детей напрямую определяет скорость и качество усвоения языка и формирования некоторых свойств мышления (логики, воображения).

Можно ли как-то поспособствовать развитию мелкой моторики у малыша? Безусловно, и таких упражнений масса. Выбор конкретных методов развития у ребенка мелкой моторики рук зависит от возраста ребенка и его склонности к тому или иному виду деятельности.

“Пальчиковые” игры

В широком смысле к “пальчиковым” играм относятся все упражнения, нацеленные на развитие у ребенка мелкой моторики рук (даже обычные “ладушки”). В них можно начинать играть с малышом с первых месяцев жизни. Это не только поможет развить мелкую моторику, но и обогатит его общение с родителями.

Вот описания некоторых пальчиковых игр.

Собери пуговицы (от 9-12 месяцев, в зависимости от того, когда ребенок перестанет тянуть пуговицы в рот)

Эта пальчиковая игра для малышей также способствует развитию логики и абстрактного мышления, помогает ребенку изучать характеристики предметов. Наберите пуговицы разных цветов, высыпьте их в одну кучу, а затем начинайте с карапузом сортировать их: в одну емкость откладывайте красные, в другую – белые, в третью – коричневые и т. д. Поначалу ребенок не будет соотносить цвета, и это нормально. Для развития мелкой моторики достаточно будет того, чтобы малыш перебирал пуговицы.

 Шарик в ложке (от 11-12 месяцев, когда ребенок уже достаточно уверенно ходит)

У малыша эта игра вырабатывает аккуратность, развивает чувство равновесия. Кроме того, во время игры ребенок учится обращаться с ложкой. Для нее понадобятся ложка (не очень маленькая) и шарик, который достаточно свободно катается в ложке. Задача ребенка – взять шарик ложкой с какой-нибудь поверхности, пройтись с ней по квартире и не выронить шарик. Сначала все эти манипуляции должен проделать родитель, чтобы карапуз смог их повторить. Следите за тем, чтобы он не засунул шарик в рот и не проглотил его.

Завяжи кукле бантики (от 12-18 месяцев)

Во время этой пальчиковой игры малыш научится завязывать шнурки, тесемки и т. д.. Кроме того, при определенной “подаче” такая игра может стать для ребенка первым уроком дизайна. Берете любимую куклу (или плюшевую игрушку) карапуза, пришиваете к ее одежде 5-6 ленточек и тесемок (лучше подходящие по цвету к одежде) и начинаете вместе с ребенком их завязывать.

Театр теней (от 2 лет)

Обязательно включите эту удивительную старинную игру в число других развивающих игр для ребенка 2 лет: она помогает развитию воображения, артистических навыков. Играем так: в комнате гасится основной свет, и включается точечный источник освещения, направленный на стену (лучше, чтобы это была “голая” часть стены, без каких-либо интерьерных аксессуаров). Между стеной и источником света помещаете свою ладонь и, наблюдая за тенью, меняете положение пальцев так, чтобы получались причудливые фигуры. Теперь предлагаете ребенку повторить. Таким образом можно разыгрывать целые спектакли – в качестве актеров будут выступать руки родителей и малыша.

Творческие занятия

Начиная с года, можно учить ребенка рисовать и лепить (используйте для этого безопасные, соответствующие возрасту материалы). Сначала его “произведения”, естественно, не будут иметь никакой художественной ценности, но через несколько месяцев движения карапуза станут более отточенными и уверенными, и где-то к двум годам он начнет выдавать что-то более осмысленное. Для развития мелкой моторики рук ребенка можно также учить его играть на музыкальных инструментах: на синтезаторе, ксилофоне или гитаре.

Бытовые манипуляции с разнообразными предметами

В общем-то, за счет этого способа и происходит развитие мелкой моторики рук у детей, родители которых не имеют времени или желания заниматься с крохой специально. Так или иначе, малыш учится играть в игрушки, самостоятельно есть, одеваться – все это тренирует необходимое качество. Чем мельче предметы и чем более изощренные операции нужно с ними проделывать, тем лучше идет у ребенка развитие мелкой моторики (на этом и основаны некоторые приведенные выше игры). Поэтому если карапуз “с пеленок” проявляет интерес к технике (что характерно для многих современных малышей): рвется к клавиатуре, пытается вставлять зарядник в сотовый телефон – не отстраняйте карапуза от этих занятий. Лучше выдайте ему для игр несколько неработающих гаджетов.

Если вы считаете, что маникюр для девочки – недопустимое излишество, посмотрите на это с другой стороны. Учась красить ногти, ваша дочь отлично разовьет мелкую моторику рук! А если вас раздражает конечный результат и ярко-красные ногти девочки вы считаете вульгарными, купите ей бесцветный лак, который смывается водой (такой есть, например, у “Маленькой феи”).

Деткам старше 3-х лет порекомендуем еще одно интересное упражнение. Дорогие родители, научите чадо есть китайскими палочками! Да, это сложнее, чем есть привычной вилкой или ложкой, но этот навык будет способствовать прекрасному развитию у ребенка мелкой моторики. Да и сами малыши с удовольствием займутся освоением этого экзотического столового прибора, которым так ловко орудуют мама и папа в суши-ресторане.

Массаж для развития мелкой моторики рук

Если вам кажется, что мелкая моторика у вашего ребенка развита слишком плохо для его возраста, а все описанные выше занятия не вызывают у него особого интереса, можете поделать ему массаж пальцев и ладошек. Его принцип тот же, что и в “пальчиковых” играх: нужно помять каждый пальчик (особенно подушечки), подвигать ими, помассировать ладошки по часовой стрелке.

Также читайте:

КОММЕНТАРИИ
  1. Светлана

    Главное – все подавать в игровой форме. Даже самый простой предмет для ребенка можно повернуть сказочным миром фантазии… вот например с карандашом простым есть целая система игр по развитию мелкой моторики: https://www.youtube.com/watch?v=trTbIj3j7MQ и это лишь самый простой пример)

    Ответить
  • Добавить комментарий