Ранняя диагностика способностей ребенка


Традиционно считалось, что определить склонности и способности ребенка можно уже в том возрасте, когда он уже представляет собой в какой-то мере сформировавшуюся личность, то есть после 3-4 лет (некоторые родители “не заморачивались” такими вопросами до школы). Тем не менее современные психологи утверждают, что определенную диагностику способностей ребенка можно произвести уже в первые месяцы жизни! А сделать это в возрасте между 1 и 2 годами совсем не представляет труда.

На какие же признаки нужно ориентироваться, чтобы понять, к чему склонен ваш ребенок?

Диагностика способностей ребенка в первый год жизни

Некоторым не очень наблюдательным людям кажется, что все младенцы в возрасте до полугода похожи друг на друга. Естественно, это не так: они очень отличаются по типу темперамента, проявляют определенные склонности к тому или иному виду деятельности, по-разному общаются с близкими людьми. Например, ваш малыш отличается беспокойным характером, плохо засыпает, категорически отказывается лежать в кроватке, признавая только общество папы и мамы? Скорее всего, он относится к категории детей, которых американский педиатр Уильям Серз назвал “дети с повышенными потребностями”. И в детстве, и во взрослом возрасте такие люди много требуют от окружающего мира, но и много готовы дать ему. Если вы будете воспитывать такого ребенка правильно (с такими детьми нужно быть особенно чуткими, ни в коем случае не пытаться их “сломать”), он вырастет талантливым, тонко чувствующим человеком; часто из таких детей получаются хорошие лидеры, мыслители, представители творческих профессий. Но точно так же они могут стать упрямыми, эгоистичными и неуправляемыми.

А может, наоборот, ваш ребенок спокоен, улыбчив, с удовольствием проводит время в кроватке, копается в игрушках? Скорее всего, из него вырастет дружелюбный, уравновешенный человек, хорошо вписывающийся в любой социум, правда, не факт, что он сможет похвастаться исключительными достижениями в науке и искусстве (но нужно ли оно вам?).

Специалисты утверждают,  что в первый год жизни с достаточно высокой достоверностью можно определить:

  • уровень развития когнитивных потребностей ребенка (иными словами, любознательности): насколько он стремится к новым впечатлениям, впитывает новую информацию;
  • коммуникативный потенциал малыша и предполагаемый уровень социального интеллекта: открыт ли он в общении с новыми людьми или боится чужаков, насколько ему важно общение с близкими людьми, быстро ли он овладевает различными коммуникативными инструментами (жесты, мимика, интонация), умеет ли “подстраиваться” под нового человека в своем окружении;
  • склонность к определенным видам деятельности (к манипуляциям с предметами, физической активности, общению, прослушиванию музыки, изучению книг).

Конечно, на основании такой диагностики способностей ребенка, которому исполнился только год, делать далеко идущие выводы о его будущем рано, но результаты ваших наблюдений уж точно не будут бесполезны: в соответствии с ними вы сможете уже каким-то образом структурировать активность малыша, чтобы развивать те его качества, которые вам показались его сильными сторонами. И в ближайшие пару лет можно дополнить свои наблюдения и скорректировать выводы.

Диагностика способностей ребенка 1-3 лет

Итак, ваш карапуз подрос, действия его уже вполне осмысленны, и вы можете проследить, как в нем проявляются уже новые качества. Итак, мы можем понаблюдать, насколько у ребенка развито:

  • Воображение (способность мысленно создавать образы и ситуации на основании реального опыта). Ваш малыш любит сюжетно-ролевые игры, он постоянно что-то выдумывает, любит слушать стихи и сказки, рисовать? Поздравляем: вы-родители маленького “воображули”, который, возможно, станет дизайнером, программистом, писателем.
  • Память. По тому, насколько быстро ребенок запоминает новые слова, воспроизводит новые действия, вы можете судить о развитии этого свойства мышления.
  • Эмпатия (способность “чувствовать” другого человека и сопереживать ему). Ваш ребенок рано начал делиться с окружающими, он добр к домашним животным и очень переживает, когда его близкие расстраиваются? Скорее всего, он вырастет добрым и чутким человеком – эти качества, в отличие от остальных способностей, сложно конвертировать в финансы, но от этого они не менее ценны.
  • Специфические способности: двигательная пластика, художественные или музыкальные склонности.

Кроме того, психологи утверждают, что, как правило, интеллектом выше среднего обладают дети, в возрасте 1,5-2 года имеющие достаточно обширный словарный запас (которые знают не только названия окружающих их предметов, но и действий, и характеристики объектов, и какие-то абстрактные понятия). Причем далеко не факт, что у такого ребенка склонности к гуманитарным наукам: богатый словарный запас говорит в первую очередь о хорошем развитии мышления у ребенка (в том числе таких свойств, как упоминавшейся уже памяти, воображения и т.д.)

Если после вдумчивой диагностики способностей ребенка вы убедились в наличии у него каких-либо ценных склонностей и решили их развивать, не забывайте о том, что, уделяя внимание сильным сторонам, не стоит игнорировать слабые. В этом – залог гармоничного развития личности.

Здесь вы можете пройти тест на раннюю диагностику способностей ребенка

Также читайте:

КОММЕНТАРИИ
  • Добавить комментарий