Приобщение детей к культуре: после трех уже поздно!


С какого возраста стоит приобщать детей к культуре и с чего лучше начинать? Такой вопрос задают все родители, стремящиеся к гармоничному развитию чада и не желающие пускать формирование личности ребенка и его мировоззрения на самотек.

Однозначно на этот вопрос ответить сложно, потому что приобщение детей к культуре – во многом процесс достаточно спонтанный, и начинается он с того самого момента, когда ребенок начинает отражать окружающую действительность (в возрасте 2-3 месяцев). В этом возрасте все происходящее вокруг ребенок фиксирует пока еще нецеленаправленно и неосознанно (такой процесс называется импринтингом); тем не менее, как предполагают ученые, на дальнейшее развитие малыша все, что он зафиксировал, оказывает весьма значимое воздействие.

В возрасте нескольких месяцев карапуз воспринимает какие-то очень общие моменты, связанные с понятием “культура”, в основном касающиеся принципов  взаимоотношений людей в том или ином сообществе; также он фиксирует присущие данному социуму проявления материальной культуры (те вещи, которые нас окружают). Затем, когда ребенок начинает учиться говорить, начинается его более глубокое погружение. На этом этапе (примерно между 9 месяцами и 2 годами) родители как раз и могут начать планомерное и целенаправленное приобщение ребенка к культуре в ее классическом понимании, то есть к тем ее проявлениям, которые несут определенную моральную, эмоциональную и смысловую нагрузку. После 3-4 лет может быть уже поздно: к этому моменту ребенок привыкает к определенным формам подачи информации (например, если он постоянно смотрит телевизор, то ему тяжело будет выслушать прочитанную вслух сказку), и перестроить его будет достаточно сложно.

Зачем приобщать детей к культурным ценностям?

Большинству родителей такой вопрос может показаться странным. Но многие ли из них смогут четко ответить на него, не используя размытые формулировки: “чтобы вырос духовно богатым человеком”, “чтобы не выглядел глупо в приличном обществе”, “для полноценного эстетического развития“? Приведем несколько достаточно конкретных аргументов в пользу раннего приобщения детей к культуре.

  1. Это помогает развитию способностей ребенка. Подумайте сами – как можно узнать о том, что малыш имеет блестящие музыкальные задатки, если не давать ему слушать хорошую музыку?
  2. Ребенок, хорошо знакомый с литературой (пусть даже детской), лучше усваивает язык, он более грамотен.
  3. Люди, с детства знакомые с культурными ценностями, эрудированы, у них широкий кругозор, поэтому они, как правило, достаточно успешны в жизни.
  4. Приобщение ребенка к культуре дает ему ознакомиться с массой возможных поведенческих моделей и человеческих типажей, что помогает ему лучше понять себя и окружающих. Особенно важно знакомить мальчика или девочку с правильными книгами и фильмами в так называемой эдиповой фазе (2,5-6 лет), когда у маленького человека формируется гендерная самоидентификация.
  5. И самое главное – культура и искусство дают ребенку (а затем и взрослому) возможность переживать многие вещи на символическом уровне, не перенося их в реальную жизнь. Талантливо написанная книга или музыкальное произведение помогают преобразовать человеку его природную агрессию, стремление к саморазрушению и многие другие пагубные наклонности.
С чего начать приобщение ребенка к культуре?

В обществах, где традиции воспитания детей, сформировавшиеся в течение тысячелетий, передаются из поколения в поколение, существует огромный пласт детской культуры, включающей в себя игры, потешки, сказки (и даже отдельно сказки на ночь, выполняющие своего рода релаксационную функцию), песни и т.д. Они предназначены для детей разных возрастов и, соответственно, выполняют разную функцию: если потешки для малышей нескольких месяцев призваны увлечь разбушевавшееся чадо задорным ритмом, то стишки и прибаутки для годовалых уже способствуют запоминанию малышами слов и помогают научить детей говорить. Фольклор и игры, предназначенные для детей 3-4 лет, уже формируют у карапуза представление об окружающем мире, дают ему определенные модели поведения в различных ситуациях, рассказывают ему о том, что такое хорошо и что такое плохо. Волшебные сказки и мифы помогают развить интуицию ребенка, потому что действие в них разворачивается в символической плоскости, и малышу нужно научиться интерпретировать эти символы и выстраивать между ними, на первый взгляд, неочевидные связи.

В современном обществе уже нет такой четкой градации, хотя, конечно, тоже существует искусство для детей разных возрастов. В целом, наверное, единственный критерий, на который стоит ориентироваться при приобщении ребенка к культуре, – его живой и искренний интерес.

Также читайте:

КОММЕНТАРИИ
  • Добавить комментарий