Педагогический прикорм: за и против


“Сегодня ходили в поликлинику на плановый осмотр, поскольку сыну исполнилось шесть месяцев. Врач спросила, сколько грамм прикорма съедает ребенок и сколько раз в день. Я ответила, что у Вани пока педагогический прикорм: я даю ему по кусочку разные  продукты со взрослого стола. Педиатр возмутилась, сказала, что это очень безответственно, я испорчу ребенку желудок, и чтобы я немедленно прекращала это безобразие и начала прикармливать его так, как полагается в соответствии с рекомендациями врачей”, – жалуется мама на одном из интернет-форумов.

Наверняка многие молодые родители, сами получавшие в младенчестве прикорм по “традиционной” схеме (сначала одну ложку овощного или фруктового пюре, затем порция увеличивается в течение недели, затем вводятся новые продукты и т.д.) и сейчас также прикармливающие своих детей, присоединятся к мнению педиатра: где это видано, чтобы ребенку в 5-6 месяцев сразу давать продукты с родительского стола, да еще и без какого-либо режима? Это вредно для здоровья, скажут они; более того пресловутый “педагогический прикорм” – это очень непедагогично, потому что не помогает воспитать в малыше дисциплину! Между тем, как утверждает ряд специалистов, в такой схеме введения прикорма нет совершенно ничего ужасного. Более того, она имеет свои преимущества.

Что же такое “педагогический” прикорм?

На самом деле педагогический прикорм – это вовсе не новомодное увлечение. Именно такой способ знакомства малыша с твердой пищей практиковался человечеством в течение тысячелетий, а во многих культурах практикуется и по сей день. Наши предки не утруждали себя приготовлением детских пюрешек или специальных жиденьких кашек, которые, по уверению нынешних педиатров, лучше всего подходят для питания детей грудного возраста. Карапузы получали с общего стола кусочек хлеба или пирога – пососать, морковку или огурец – погрызть, а в год уже хлебали щи. И, конечно, никто и представления не имел о режиме приема пищи для детей, о введении монопродуктов и т.д. Отметим, что, несмотря на запреты педиатров, так прикармливали и многих советских малышей, хотя, конечно, это не поощрялось, и родители, практикующие именно такой способ знакомства карапузов со взрослой пищей, клеймились как безответственные разгильдяи.

Плюсы педагогического прикорма

Казалось бы, такой бессистемный метод введения прикорма должен был безвозвратно уйти в прошлое с появлением качественного баночного детского питания, детских кашек, творожков и прочих произведений пищевой промышленности. Ведь получается, что современным мамам не нужно крутить пюре, выжимать сок вручную. Покупаешь партию баночек, выдаешь их чаду в соответствии с определенным режимом – и все прекрасно: ребенок сыт, и мама довольна! Тем не менее в последние годы все больше и больше родителей начинают знакомить ребенка с твердой пищей именно по принципам педагогического прикорма, кормя их кусочками пищи со своего стола и в соответствии с желаниями детей, а не с режимом, рекомендуемым врачом.

С чем же связан этот странный феномен? Некоторые педиатры утверждают, что именно метод педагогического прикорма максимально соответствует физиологии и психологии ребенка до года. Они выделяют несколько преимуществ такого способа:

  1. Пищу с родительского стола карапуз ест более охотно, чем специально приготовленные для него блюда. Ведь малыш в возрасте 4-6 месяцев (когда, собственно, ребенку и вводят прикорм) активно копирует родителей, ему нужно делать все, как они. Процесс приема пищи для него – это скорее один из элементов социализации и приобщения к миру взрослых, чем утоление голода, поэтому неудивительно, что родительская еда для детишек интереснее “детской”.
  2. По наблюдению некоторых специалистов, у карапузов, получавших педагогический прикорм, в старшем возрасте формируется более здоровое отношение к еде. Такие дети привыкают получать пищу не по режиму, а в соответствии с потребностями своего организма, и их родители редко сталкиваются с проблемой плохого аппетита у ребенка. У этих малышей просто не формируется тех негативных ассоциаций с едой, которые, зачастую, вырабатываются у карапузов, чьи родители “впихивали” в них прикорм по традиционной схеме.
  3. Введение педагогического прикорма дает возможность детям попробовать значительное количество продуктов, а родителям более тщательно изучить вкусовые пристрастия своих чад и, в дальнейшем, корректировать меню ребенка в соответствии с ними.

Конечно, такой способ введения прикорма не универсален. Прежде, чем начать знакомить своего ребенка со взрослой пищей именно таким образом, запомните несколько правил.

Педагогический прикорм с точки зрения правил безопасности

С осторожностью стоит прикармливать ребенка пищей с общего стола, если у него заболевания желудочно-кишечного тракта: в этом случае малышу может потребоваться определенная диета, которую должен назначить врач. Обязательно следите за качеством продуктов, которые вы даете попробовать ребенку: они должны быть свежими, не очень солеными и не острыми; не стоит экспериментировать с копченостями, маринадами, экзотическими кушаньями. Обращайте внимание на то, чтобы сам процесс жевания и глотания был безопасным: например, если ребенок уже научился откусывать кусочки, но еще не умеет их пережевывать, то не давайте ему те овощи и фрукты, от которых он может отгрызть кусок и поперхнуться.

В целом же совершенно не обязательно “зацикливаться” именно на определенном способе введения прикорма. Зачастую оптимальный эффект дает сочетание разных методов.

Также читайте:

КОММЕНТАРИИ
  1. thaiwinter.com

    Мы вводили прикорм постепенно, но давали маленько разных фруктов, совсем маленькие кусочки, но не в раз, а день ото дня.
    А в Тае, когда еще 1,5 года ребенку не было, мы уже не боялись за новые фрукты, невиданные ранее и давали все что она хотела кушать, что нравилось в общем. Так никакой аллергии и сыпи не было!

    Ответить
  2. Юлия

    Мне моя бабушка в далеком 1981 году тоже, наверно , пыталась ввести “педагогический” прикорм (мне мама рассказывала) – мне было около года и поскольку я кушала очень хорошо и проблем ни с кожей, ни с ЖКТ не было, бабуля дала мне щей, да видно пожирней и погуще. Потом еще сводили в общественную баню – и результат: жуткий диатез, экзема плюс стрептодермия из баньки. Чистым был только нос – все остальное (и даже голова!) в корке. Лечились несколько месяцев в Педатрической академии в Лен-де, там без адекватного общения я разучилась говороить, так как лежала без мамы. Диету соблюдали еще несколько лет

    Ответить
  • Добавить комментарий