Основные этапы приучения ребенка к горшку


Процесс приучения ребенка к горшку достаточно тонок и специфичен, поэтому никаких универсальных рекомендаций здесь быть не может. Можно выделить лишь основные этапы, которые он должен в себя включать, и обобщенно их охарактеризовать.

Этап 1. Оценка психологической и физиологической готовности ребенка.

По мнению современных педиатров (в их числе Е. Комаровский, В. Серз, Д. Форд и другие), в среднем ребенок в состоянии контролировать свою выделительную систему с полутора лет (плюс-минус несколько месяцев). В целом оценить готовность своего малыша осознанно ходить на горшок вы можете по следующим критериям:

  1. Перед мочеиспусканием и дефекацией он становится сосредоточенным или беспокойным, может прятаться в одно и то же укромное место.
  2. Проявляет интерес к частям своего тела, возможно, знает их названия.
  3. Самостоятельно снимает и надевает штанишки.

Есть еще один способ узнать, может ли ребенок контролировать свою выделительную систему, таков: подержите его несколько дней без памперсов и последите за ним. Если ребенок остается “сухим” 2 часа подряд и более, значит, теоретически его можно приучать к горшку.

Есть ли смысл браться за малыша, который еще “не соответствует” перечисленным выше критериям “готовности”? Естественно, это не противопоказано. Только в данном случае мероприятие может затянуться на многие месяцы. Навык, который приобретает ребенок, оказывается нестойким, и после нескольких недель “успехов” уже обрадовавшиеся родители часто вновь сталкиваются с “периодом мокрых штанишек”. Кроме того, слишком маленькие дети часто начинают вредничать, не понимая, чего от них хотят.

Не стоит затевать это мероприятие, если малыш плохо себя чувствует или в его жизни происходят какие-либо события, способные спровоцировать у него стресс: переезд на новое место, отлучение от груди, вы начали приучать ребенка спать в кроватке и т. д.

Этап 2. Разъяснительная работа (длительность – от нескольких дней до месяца).

Если вы решили, что ребенок уже “созрел” для приучения к горшку, стоит объяснить малышу, что ему предстоит. Подробно и многократно расскажите ему, что такое “пи-пи” и “ка-ка”, что такое горшок и почему он должен на него ходить (обязательно создайте какую-нибудь положительную мотивацию, например, “ты будешь ходить на горшок и станешь совсем взрослым, как мама с папой” или “Ваня и Петя из песочницы тоже ходят на горшок”, “даже Барсик ходит в свой туалет!”). Расскажите малышу, какова последовательность действий в этом процессе (почувствовал, что хочет “пипи” или “кака” – объявил родителям – подошел к горшку – снял штанишки – сел – справил нужду). Можно пойти в гости к детям, которые уже успешно ходят на горшок, чтобы “закрепить” объяснения конкретным примером.

Этап 3. Собственно “тренинг” (длительность – от недели до нескольких месяцев).

Это самый сложный и ответственный этап, который может проходить и в виде “интенсивной методики” приучения за несколько дней, и в форме неспешного многомесячного освоения горшка. В целом оба пути имеют свои плюсы и минусы и выбираются родителями в зависимости от жизненных обстоятельств, темперамента, возраста ребенка и т. д.

Во время этого этапа малыш должен научиться, во-первых, идентифицировать сигналы своего организма, во-вторых, научиться озвучивать родителям свои естественные надобности, в-третьих, при необходимости задерживать мочеиспускание и дефекацию, до того как сесть на горшок, в-четвертых, самостоятельно садиться на горшок и совершать там все необходимые манипуляции. В первые дни “тренинга”, до того как у малыша выработается более-менее устойчивый навык, придется следить за ним очень внимательно. Особенно бдительны будьте после приема ребенком пищи и употребления жидкости. Держите горшок наготове и при первых “подозрительных движениях” сажайте на него чадо или просите его сесть самостоятельно (некоторые дети не любят, когда их сажают родители). Тем не менее какого-то количества лужиц избежать не удастся (в первые дни малыш будет писать совершенно бессистемно и часто), поэтому на некоторое время лучше уберите с пола ковры, мебель застелите непромокаемыми накидками. Через несколько дней (или через несколько недель) ребенок начинает либо ходить на горшок сам, либо подавать сигналы родителям. Закрепляется навык обычно в течение нескольких недель (иногда нескольких месяцев). Нормой считается, если ребенок приучается к горшку до 2,5-3 лет.

Этап 4. Оценка эффективности выбранной методики.

Родители делают выводы о том, насколько выбранная методика успешна, и при необходимости производят ее коррекцию.

Секрет успеха в приучении к горшку

Если вы хотите, чтобы “тренинг” по приучению ребенка к горшку прошел максимально успешно и в достаточно сжатые сроки, постарайтесь придерживаться следующих рекомендаций.

Как можно реже используйте памперсы. Как можно дольше держите малыша без трусиков или в трусиках, которые он сможет без проблем снять.

Старайтесь заинтересовать ребенка процессом. Если вы долго не можете приучить ребенка к горшку, ни в коем случае не наказывайте и не ругайте его: агрессивность родителей может привести к хроническим запорам, энурезу, а также стойкому неприятию горшка. Постоянно объясняйте ему смысл происходящего, рассказывайте о детях, которые уже ходят на горшок, можете придумать историю и о том, как родители приучали к горшку вас самих. Добейтесь того, чтобы у ребенка сложилось хоть какое-то понимание процесса и он сам начал проявлять интерес к горшку.

Если мероприятие вызывает у ребенка истерики и стойкое отторжение, то на время прекратите обучение. Через несколько недель можно попытаться повторить “тренинг”, используя уже новый горшок или высаживая ребенка, например, в ванну.

Также читайте:

КОММЕНТАРИИ
  • Добавить комментарий