Ошибки в наказании ребенка


В одном из интервью рубрики “Кабинет психолога” мы подробно остановились на том, как  наказывать ребенка правильно: какие действия ребенка должны быть наказуемы, какие формы воздействия стоит применять в том или ином случае, в каких случаях вообще можно обойтись без наказаний. В качестве подведения итога этой темы мы попросили нашего постоянного консультанта, психолога Александру Шарапову, перечислить самые распространенных ошибки в наказании детей.

Итак, чего не стоит делать, наказывая ребенка?

1) Проявлять непоследовательность в определении поступков и ситуаций, требующих наказания; также не согласовывать свое поведение по отношению к наказанному ребенку (один родитель наказывает, другой спорит и жалеет).

2) Откладывать наказание – теряется яркость момента, ребенок не приходит к полезным выводам, поскольку он забывает, что неправильного сделал.

3) Не учитывать мотивы проступка – иногда дети совершают что-то недопустимое из благих соображений, например, солгал отцу, чтобы «защитить» мать. Частая ошибка – нежелание разбираться в ситуации, понять и учесть чувства ребенка на момент совершения провинности и на данный момент.

4) Не рекомендуется слишком мягкий тон, неуверенность при вынесении наказания, нестрогий контроль за его исполнением. Это заставляет ребенка не воспринимать слова взрослых всерьез и не подчиняться.

5) Постоянно запугивать ребенка наказанием, как реализуемым (воспитывает страх и ненависть, поддерживая властные, неравноправные отношения), так и нереализуемым (учит ребенка пропускать слова взрослых мимо ушей, ведет к вседозволенности).

6) Неудачный выбор наказания соответственно провинности; наказание либо слишком тяжелое (стоять в углу три часа за то, что пролил на костюм компот), либо слишком легкое (один вечер не играть в компьютер за кражу денег).

7) Манипулировать ребенком с помощью наказания «делай уроки, а то я тебя накажу», или «подари Вадику игрушку, а то пойдем домой и я накажу тебя, потому что ты жадный», «если ты еще так сделаешь, я не буду любить тебя».

8.) Избегать обсуждений с ребенком чувств (своих и его) по поводу проступка, причин, по которым вы наказали ребенка, и способов разрешения проблемной ситуации («ты наказан, сиди и думай, почему»).

9) Наказывать ребенка длительным игнорированием.

10) Применять несколько наказаний подряд, даже за несколько проступков наказание должно быть одним.

11) Нельзя требовать с ребенка слова, что он больше так делать не будет, и тем более наказывать за то, что он его не сдержал: психика ребенка еще не настолько крепка.

12) Наказание и поведение наказывающего родителя должны быть искренними, а не продуманными и не рекомендованными им авторитетными лицами.

13) Нельзя в качестве наказания отбирать у ребенка уже подаренное ему или не выполнять свои обещания, данные ранее.

14) Не педагогично наказывать ребенка за возрастные и физиологические особенности (не попросился вовремя на горшок, разобрал игрушку, чтобы посмотреть, что у нее внутри), за проблемы с вниманием, сложности в обучении.

Также читайте:

КОММЕНТАРИИ
  • Добавить комментарий