Методика Марии Монтессори: дети в развивающей среде


Мария Монтессори очень любила детей. Она добилась больших успехов, создав уникальную методику раннего развития ребенка, которая в наше время пользуется большой популярностью. Главное в этом методе – предоставление полной свободы в познании мира. Для реализации воспитанником познавательных интересов воспитатель должен подготовить особую обучающую «среду» и дать возможность в этой «среде» действовать самостоятельно.

Оборудовать «среду» Мария Монтессори начала с того, что полностью отказалась от традиционных парт и скамеек. В «Доме ребенка» (дневном приюте для детей-дошкольников) были установлены переносные столики и стулья. Ребенок мог их легко переставлять, занимая удобное для себя положение. При желании он располагался на полу на специальном коврике, самостоятельно занимаясь с дидактическим материалом. Учитель помогал в выборе дидактического материала, но не навязывал своего мнения. Ребенок мог заниматься с любым понравившимся ему материалом столько времени, сколько этого хотел. Единственное правило, которое он должен был неукоснительно соблюдать при работе с материалом: аккуратно сложить и убрать на место после того, как работа закончена.

Монтессори-класс разделяется на ряд тематических площадок или «зон». В процессе обучения не возбраняется свободно переходить из одной «зоны» в другую. Зона практической жизни обычно очень нравится маленьким детям. Не удивительно, ведь там собраны предметы, к которым дома даже притрагиваться запрещают: кастрюли, вилки, ложки, кружки с водой, рис, крупа. Это взрослые со скучной миной на лице моют стол, полируют серебро и перебирают рис. Для малыша 2-3 лет это самые интересные занятия! С помощью различных застежек, пуговиц, пряжек, кнопок, шнурков карапуз учится самостоятельно одеваться и следить за собой; кроме того, такие упражнения способствуют тренировке мелкой моторики рук. Зона сенсорного развития дает возможность познать окружающий мир с помощью чувств: научиться различать цвет, запах, звук, размер, форму окружающих предметов. Для умственного развития предназначены языковая, математическая, географическая, естественно-научная зоны.

Плюсы и минусы методики Монтессори

Методика развития Марии Монтессори имеет свои несомненные плюсы:
  1. Ребенок развивается в своем темпе, избегая не всегда выгодного для себя сравнения со сверстниками.
  2. Обучение по этой методике не предполагает «сверхраннего» развития, чреватого неврозами и срывами. Например, Мария Монтессори считала, что чтению можно научить в 4-5 лет, но не в восемь месяцев, как предлагает Гленн Доман. При этом метод Монтессори подходит для занятий и с самыми маленькими детками в возрасте нескольких месяцев.
  3. Родителей приучают к тому, что свое чадо не надо хвалить и поощрять за его достижения. Увлеченному ребенку якобы похвала вовсе не нужна. Вопрос весьма спорный, но такая точка зрения ограждает малыша от того, чтобы быть предметом родительских амбиций.
  4. Ребенок может заниматься тем, что ему действительно в данный момент интересно.
  5. Сразу столько учебных пособий, сколько есть в любом монтессори-садике, не могут купить даже самые «чадолюбивые» родители. Многие пособия уникальны и приобрести их в магазине бывает затруднительно.
  6. Нет проблемы под названием «как заставить этого шалуна сидеть неподвижно за партой хотя бы 20 минут». Увлеченный делом «по душе» даже самый гиперактивный ребенок проявляет чудеса усидчивости. А если не сидится за партой – можно удобно расположиться на коврике.
  7. Методика Монтессори способствует развитию самостоятельности у детей.

Однако применять исключительно эту методику для развития детей не всегда возможно.

Минусы методики:
  1. Метод несколько однобок: в первую очередь он “заточен” на сенсорное развитие ребенка, а также качеств, необходимых для восприятия и обработки информации, поступающей из окружающей среды (на развитие внимания, логики). При этом он не нацелен на раскрытие эмоциональной сферы ребенка и его коммуникативных навыков, стимуляцию воображения. В монтессори-группе обычно бывает скучно детям-экстравертам, которые по своему темпераменту больше ориентированы на взаимодействие не со «средой», а с другими детьми. Это один из главных недостатков монтессори педагогики.
  2. Более успешно эта методика может применяться для обучения дошкольников, чем старших детей. Потому что освоить самостоятельно переливание воды из одного стакана в другой – не то же самое, что пройти курс алгебры, ориентируясь главным образом на свои сиюминутные интересы. Именно поэтому современных монтессори-садиков в сотни раз больше, чем монтессори-школ.
  3. В развивающей методике М. Монтессори начисто отсутствует понятие «соревнования». Потому как сравнивать одного ребенка с другим не имеет смысла: каждый человек индивидуален, и у него свой путь развития. Но попробуйте себе представить профессионального пловца или танцора, чье обучение было основано на принципах Монтессори. Сравнение своих результатов с результатами других часто необходимо: это позволяет малышу определить для себя, в каких областях знаний он может достичь совершенства, а какими ему стоит заниматься только для общего развития
Также читайте:

КОММЕНТАРИИ
  1. наталья

    Я не совсем согласна с минусам этой методики, описанными в статье. Мой ребенок- чистейший экстраверт 4-х лет с удовольствием занимается по методике Монтессори, при этом читает по слогам и разбирается в географических, математических, геометрических и многих других понятиях.
    Знаю детишек 6-7 лет, которые ходили в монтессори-садики, они гораздо более развитые, чем их сверстники, кот. обучались по методике Зайцева, Домана и др., причем всесторонне развиты!

    Ответить
    • Александр

      Щас буду самую маленькую внучку учить разговаривать. Слышал я про Монтессори и других. Мне 68-мь и у меня своя методика. ДЕВЯТЬ ВНУКОВ (пять внуков и четыре внучки), две жены и трое девок. Девки есть в интернете, для младшей достаточно фамилии в любом браузере и … вот она. ля средней и старшей нужны Ф.И.О. Говорить начали раньше, чем ходить, до года. В сады и ясли не ходили – я противник (больше из-за харчей, и при СССР в садах не сладко кормили, а при “гаранте”, вообще АТАС!!! – отравят). Успех в том, что мама (жена), баба-деда, да и у меня работа позволяла уйти в отпуск в мае, а на работу вернуться в конце августа). Женская тропа – от кухни до порога. Kinder. Kueche. Kirche. Кирху (церковь) можно исключить. А дети на первом месте. Как щас у меня внуки. Готовили девкам, как кстати и внукам отдельно – вкусы и предпочтения разные DE GUSTIBAS NON EST DISPUTANDUM. Ну и остановлюсь на здоровье – сиськой и жена девок до года кормила, и девки внуков тоже.

      Ответить
  • Добавить комментарий