Кризис одного года: вопрос психологу


Рубрику ведет Александра Шарапова, клинический психолог
Отвечаю на вопрос Яны:

Добрый вечер. Не знаю что делать. Моему сыну 1,1, стал просто невменяемый, если что-то не по нему, психует, кричит, плачет, бьется, бросает в меня что-то. Разговоры не помогают, оставляю одного, чтобы успокоился, – не помогает. Говорят, давай по попе, но я не хочу. Что посоветуете?

Добрый вечер, Яна! Спешу Вас успокоить: скорее всего, Ваш малыш дорос до знаменитого возрастного кризиса – кризиса первого года. Информации о нем достаточно по всему интернету, скажу лишь, что его суть – это столкновение растущего самосознания малыша и правил внешнего мира, в т.ч. родителей. Ключевые слова в Вашем описании поведения сына – “если что-то не по нему”. То есть ребенок выражает бурный протест против правил, которые Вы устанавливаете. Это нормально и свидетельствует лишь о том, что малыш стал задаваться вопросом, почему некоторые его желания не могут быть исполнены только потому, что какой-то взрослый сказал “нельзя”, чем его правила хуже Ваших и почему вообще он должен подчинять свою деятельность чьим-то условиям.
Этот период пройдет, наступит временное затишье, а потом ребенок сделает следующий шажок к самостоятельности и будет воевать с Вами уже за другое. Так развивается его психика.
Разговоры помогают всегда, если их вести кратко, емко и планомерно, но при этом их результаты видны не сразу. Вы очень удивитесь, когда однажды Ваш ребенок сам объяснит другому то, что Вы ему, казалось бы, бесполезно твердили несколько месяцев. Объясняйте малышу, что какие-то из Ваших правил и запретов касаются его безопасности, какие-то – его здоровья; старайтесь в каждом случае описать, что в интересующем его деле ребенок может делать сам. Например, нельзя брать папины инструменты без спроса, потому что они не для детей и ими можно пораниться, но можно помогать папе и подавать их, когда папа что-то чинит. Нельзя убегать от мамы на улице вблизи дороги, потому что там опасно: могут быть машины; но можно бегать по детской площадке. И некоторые правила и запреты, конечно, могут быть введены безо всяких уступок и неукоснительно соблюдаться, например, бить людей и бросаться в них нельзя. За нарушение таких запретов должно вводиться наказание, и ребенок должен это четко понимать. Степень и вид наказания выбираете, конечно, Вы, но я бы посоветовала сделать их четкими, обязательными, конкретными и не унижающими ребенка (см. интервью о наказании ребенка). Ваша задача, Яна, сейчас – выработать проект объяснений, четких запретов, уступок и поощрений самостоятельности ребенка в заданных Вами рамках.

Оставлять годовалого ребенка одного в надежде, что он успокоится сам, еще рано. Это поведенческое решение подходит для истерик трехлеток.

Удачи и терпения! Сколько кризисов Вы еще преодолеете с Вашим сыном!

Задайте свой вопрос психологу

Также читайте:

КОММЕНТАРИИ
  • Добавить комментарий