Как развивать речь ребенка в 2-3 года: полезные упражнения


В 2-2,5 года большинство детей может сравнительно понятно выразить свои мысли: они знают названия многих объектов, некоторых действий, активно используют указательные местоимения, самыми простыми словами описывают состояние окружающей среды («темно», «уже поздно») и собственные ощущения («холодно», «страшно»). Сейчас перед родителями стоят новые задачи: не просто научить ребенка говорить «хоть что-нибудь», но изъясняться грамматически правильными фразами; кроме того, карапузу необходимо отрабатывать артикуляционные навыки и обязательно пополнять словарный запас. Помогут ему в этом специальные упражнения для развития речи.

Упражнения, которые помогут развивать речь ребенка

Упражнение на употребление личных местоимений

Цель занятия — научить малыша правильно использовать местоимения «я», «ты», «он», она». Успех здесь зависит не столько от речевых навыков, сколько от особенностей развития мышления и личности ребенка: пока он не начнет воспринимать себя как индивидуума, обладающего определенными качествами, он не начнет употреблять местоимение «я», а будет говорить о себе в третьем лице. Данное упражнение поможет не только развивать речь ребенка, но и активизировать процесс формирования самосознания.

Итак, вначале  малыш должен запомнить личные местоимения (хотя бы «я», «ты», «мы»). Следующий этап — выработка правильных ассоциаций. Для этого предложите ребенку игру: вы называете, к примеру, местоимение «я», и он должен указать пальцем на себя. Затем вы говорите «ты», и он показывает на вас. При слове «мы» он должен дотронуться до вас обоих. Называйте местоимения вразброс — так он их лучше запомнит.

Учимся спрягать глаголы

Проблема многих малышей в возрасте 2-3 лет (а то и старше) — некорректное спряжение глаголов. Точнее, проблема эта скорее не детей, а самого русского языка: слишком у нас много нерегулярных глаголов, которые изменяются не по основной модели. Поэтому ребенок, приучившись говорить «бегаю», «прыгаю», по аналогии  начинает спрягать и другие глаголы: «плакаю» (вместо «плачу»), «кричаю» (вместо «кричу»). Или «летю» вместо «лечу».

Исправить ситуацию поможет такая развивающая игра (играть в нее можно, когда вы уже освоили личные местоимения): вы называете ребенку неопределенную форму «вредного» глагола (например, плакать), малыш должен правильно просклонять ее по лицам и числам: «я плачу», «ты плачешь», «он плачет» и т.д. Можно разнообразить такие занятия, подключая элементы пантомимы; к примеру, если вы изучаете глагол «бегать», можете показывать движения руками, как при беге — это внесет игровой элемент. Чтобы развивать речь ребенка результативно, нужно обязательно заинтересовать его процессом!

Тренировка артикуляции

Редкие дети сразу начинают правильно выговаривать сложные звуки вроде «щ», «ч» (не говоря уж о пресловутом «р», произносить который ребенок обычно начинает ближе к 4 годам); многие поначалу путают друг с другом губные звуки «б», «м», «п». Конечно, это поправимо, и вовсе не обязательно призывать на помощь логопеда. Скорее всего, исправить огрехи в произношении звуков вы сможете и самостоятельно, с помощью, например, специальных упражнений для тренировки артикуляции. Это такие забавные считалки, фразы и четверостишия, в которых собраны слова с проблемным для ребенка звуком. Можете разучивать с малышом уже готовые (вроде «четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж»), а можете сочинять свои, это совсем не сложно.

Вот, к примеру, фразы, которые помогут отработать произношение губных звуков «м», «б» и «п»: «у мамы маки, у папы палки»; «папа в пиджаке пошел на поезд», «у бабы блины с барбарисом». И таких фраз вы можете придумать много. Главное — акцентируйте во время упражнений внимание ребенка на нужных звуках — пусть произносит их максимально осмысленно.

Учимся этикету

Следующее упражнение поможет вам  не только развивать речь ребенка, но и будет способствовать формированию у него навыков коммуникации, а также научит азам этикета. Наверняка ваш малыш уже умеет знакомиться с другими детьми, используя свои ухищрения: берет понравившегося карапуза за руку, протягивает свою игрушку в знак симпатии и т.д. Сейчас пришло время научить его завязывать знакомство с помощью вербальных инструментов.

Для этого попробуйте такую сюжетно-ролевую игру: допустим, вы — это новый малыш на детской площадке, а ваше чадо хочет с ним познакомиться. Предложите ему несколько стандартных речевых формул для того, чтобы наладить контакт с незнакомым человеком. Например: «привет, как тебя зовут?«; «привет, меня зовут Маша, давай играть«. А теперь пусть ваш ребенок с помощью этих формул с вами познакомится и вовлечет в игру.

Со временем можете научить вашего малыша, как можно вежливо разрешать разные конфликтные ситуации, регулировать взаимоотношение в группе детей. Это поможет ребенку перейти на качественно новый уровень общения в коллективе — без кулаков и истерик.

Также читайте:
КОММЕНТАРИИ
  1. Галина

    Очень хорошая статья, сегодня же попробую со своим сынулей поиграть упражнения.

    Ответить
  • Добавить комментарий

Отмена