Как правильно воспитывать ребенка: о цели и средствах


Чтобы ответить на вопрос, как правильно воспитывать ребенка, каждый родитель должен определить для себя, а что же такое воспитание? Ведь многие люди, не очень задумываясь о смысле этого понятия, подразумевают под воспитанием довольно бессистемный процесс установления ограничений и запретов для ребенка: то-то ему “нельзя”, а это – “надо”…  В лучшем случае имеется в виду обучение ребенка навыкам “культурного” поведения: здороваться, уступать в общественном транспорте место пожилым людям, не обижать слабых и т.д. Между тем в Википедии дается следующее определение: “Воспитание – это целенаправленное формирование личности ребенка в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями”.

Получается, что рассматриваемый нами процесс (воспитание) подразумевает одно важное условие. Это наличие цели, то есть достаточно четкого представления, какую личность вы хотите получить “на выходе”. То есть правильно воспитывать ребенка – это в первую очередь ориентироваться не на процесс, а на результат.  Для того же, чтобы иметь возможность в какой-то степени спрогнозировать результат воспитательной активности, маме и папе нужно представлять, какие характеристики можно “задать” человеку.

Какие характеристики личности формируются в процессе воспитания (здесь лишь некоторые из них):
  • уровень доверия к окружающему миру и то, насколько комфортно он себя в нем ощущает (формируется в первый год жизни);
  • вежливость и навыки коммуникации;
  • моральные и нравственные принципы (представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, о справедливости и т.д.);
  • самооценка и представление о своих отличительных чертах;
  • стиль взаимоотношений и уровень восприятия окружающих людей (насколько человек им доверяет, способен ли к манипуляции и т.д.);
  • стиль деловой активности, методы решения проблем.

Как выбрать стиль воспитания ребенка?

Исходя из приведенного выше определения, сделать это не так уж сложно. Для этого нужно, чтобы будущий папа и будущая мама представили, каким им хотелось бы видеть ребенка, когда он вырастет. Если наиболее значимыми вы считаете такие качества, как подчинение авторитету, дисциплинированность, стремление довольствоваться малым и быть как все, не выделяться – то вы, скорее всего, посчитаете правильным воспитывать ребенка в соответствии с представлениями, бытовавшими в течение нескольких поколений в Советском Союзе. В то время родители стремились к тому, чтобы ребенок с первых лет жизни умел подстраиваться под коллектив и при этом был управляемым; исходя из этого, воспитывали детей достаточно строго; родители, воспитатели и учителя  позиционировали себя как непререкаемый авторитет; нормой считались наказания. Но если вы хотите вырастить инициативную, творческую личность, не ограничивающую себя рамками социальных стереотипов, то вам, конечно, нужен более индивидуальный подход к ребенку и творческие методы воспитания, призванные не подчинить чадо определенным поведенческим стандартам, а раскрыть его потенциал.

Две вещи, которых панически боятся родители

Модная нынче тенденция оценивать риски в разных сферах жизни вполне применима и к воспитанию. Два самых значимых, с точки зрения социума, “страха”, связанных с неправильным воспитанием детей, вполне четко сформулированы в массовом сознании: “только бы не избаловать” и “не прозевать бы его таланты”. Страх получить избалованного ребенка был очень типичен для родителей в течение практически всего прошлого века.  Под избалованностью подразумевалось не только чрезмерная привязанность чада к материальным благам, но и просто претензии ребенка на повышенное внимание и “особое” отношение. С точки зрения закономерностей общественной жизни западных и советских людей середины 20 века такой страх был объясним: человек воспринимался как элемент системы (производственной, общественной и т.д.), он должен был хорошо выполнять свою функцию и не имел права претендовать на какую-либо “особость”. Поэтому с первых месяцев жизни старались с помощью воспитания “заточить” малыша так, чтобы, когда он вырастет, у него возникало как можно меньше проблем: рано отучали ребенка от грудного вскармливания, приучали к строгому режиму. Как только карапуз начинал ходить, родители пытались привить ему навыки самообслуживания: научить пользоваться горшком, есть ложкой, одеваться. Возможно, сейчас такие методы кажутся слишком примитивными, не учитывающими индивидуальных особенностей ребенка, но наши мамы и бабушки считали, что они воспитывают детей правильно.

Реален ли страх родителей избаловать ребенка? Современные специалисты в области детской психологии не склонны считать, что хорошим отношением можно избаловать кого бы то ни было – хоть ребенка, хоть взрослого. Скорее, наоборот: если родители только и думают о том, как бы ни испортить детей, их отношения с подрастающим поколением переходят в формальную плоскость ограничений и запретов, что ведет к полной утрате доверия. Другое дело, что если родительская любовь сопряжена с  гиперопекой, это действительно может привести к тому, что чадо вырастет ленивым и зависимым от родителей. Но чтобы этого не произошло, нужно способствовать развитию самостоятельности у ребенка, а не лишать его любви и внимания.

Впрочем, страх оказаться родителями избалованного ребенка уже не так свойственен папам и мамам, и это тоже объяснимо с точки зрения социальных процессов. В современном обществе более успешны уже не “люди-винтики”, а индивидуальности, умеющие независимо и творчески мыслить, обладающие яркими способностями в разных сферах. Эти качества хотели бы видеть в своих детях все больше и больше родителей;  они-то и выбирают воспитательный подход, который поможет им не “проворонить таланты” в своем ребенке.

В целом в таком подходе, естественно, нет ничего плохого: развивать способности своего чада – это прекрасно. Другое дело, что некоторые родители настолько перегружают детей развивающими занятиями, что у малышей не остается времени ни на игры, ни на общение со сверстниками. А ведь еще есть масса детей, просто не одаренных какими-либо выдающимися способностями. Когда родители понимают, что из дитяти не получится гений, то зачастую они разочаровываются в ребенке и транслируют ему это разочарование. Это может быть чревато для него психической травмой и комплексом неполноценности. А ведь “не гений” мог бы вырасти просто счастливым человеком!

Получается, что риски в воспитании связаны с двумя факторами: во-первых, с невнимательным отношением родителей к особенностям и желаниям своих детей; во-вторых, с неправильной родительской мотивацией (когда за счет ребенка они хотят решить свои проблемы – например, самоутвердиться). Все-таки, наверное, правильно воспитывают ребенка те родители, которые стремятся вырастить его в первую очередь счастливым (не забывая о том, что счастье – это во-многом гармония человека с миром и с окружающими его людьми).

Можно ли правильно воспитывать ребенка без знания основ психологии?

В принципе, да. Если у вас есть перед глазами: а) готовая модель воспитания; б) примеры людей, взрощенных по этой модели, и они вас вполне устраивают, вы хотите, чтобы ваше чадо было похоже на них – то, скорее всего, вам не понадобится обращаться к специальной литературе; вы просто будете воспроизводить уже имеющуюся схему. Конечно, не факт, что “на выходе” вы получите именно то, что хотели, потому что всегда нужно делать поправку на индивидуальные особенности ребенка (сколько описано случаев, когда человек с ярко выраженным творческим потенциалом отказывался “вырастать” в почтенного буржуа); тем не менее вероятность того, что желаемый результат совпадет с реальным, достаточно велика. В то же время если имеющиеся перед глазами “модели” вас не устраивают, то изучение литературы по психологии просто необходимо, причем даже больше, чем чтение книг “воспитательного” характера. Не так давно сами специалисты пришли к выводу, что детская педагогика зачастую слишком оторвана от психологии, что в корне неверно: только знание закономерностей развития ребенка и формирования его личности, теории потребностей и даже некоторых основ психоанализа (к примеру, понимание природы Эдипова комплекса) дает возможность лучше понять его, раскрыть его потенциал и помогать ему в решении различных проблем.

Также читайте:

КОММЕНТАРИИ
  • Добавить комментарий