Как научить ребенка времени?


Представление о времени формируется у ребенка в течение нескольких лет. Оно зависит от накопления малышом жизненного опыта, а также развития у него определенных свойств мышления, таких, как память и способность к абстракции.

Судя по наблюдениям психологов, ребенок до 6-9 месяцев воспринимает мир “здесь и сейчас”, он не способен мыслить перспективно и ретроспективно. Он моментально реагирует на сиюминутные раздражители (внешние или внутренние) и настроен на аналогичную реакцию взрослого (мышление по типу “я описался, мне некомфортно, мама должна прямо сейчас поменять пеленку”). Ближе к году представление о мире (и о времени) у ребенка несколько усложняется: благодаря развитию памяти у него уже возникают ассоциации с определенными случившимися с ним событиями (особенно с теми, которые периодически повторяются). Выполняя какое-либо привычное действие, он отдает себе отчет в том, что оно уже производилось неоднократно (так формируется первое понимание прошлого). Кроме того, примерно в этом же возрасте у него формируется представление о свершившемся действии (то, которое было в прошлом, а результат существует в настоящем). Например, если он разлил воду из стакана, это значит, что появлению имеющейся в настоящем лужи на полу предшествовало определенное событие в прошлом. Представление о будущем тоже поначалу формируется, скорее, как условный рефлекс на какие-то повторяющиеся события. Например, малыш сам может подползать к кровати после обеда, уже зная, что его будут укладывать спать; заслышав шаги в коридоре вечером, он бежит встречать папу, поскольку тот в это время обычно возвращается с работы.

Более “качественно” ориентироваться по шкале “прошлое-настоящее-будущее” ребенок начинает между 2 и 3 годами, и связано это во многом с овладением речью. Дело в том, что в самом языке присутствует масса инструментов для обозначения времени. Это и лексика с темпоральным (временным) значением (“сегодня”, “скоро”, “летом”, “давно”), и слова со значением результативности (“уже”, “еще не”), и формы глаголов. Учась описывать собственный опыт с помощью средств языка, примерно к 3 годам ребенок уже вполне способен отделять свершившиеся события от будущих. Он примерно представляет, что такое ближайшая и дальняя перспектива и ретроспектива (что случилось недавно, например, сегодня и вчера, а что давно, допустим, месяц назад). В этом возрасте дети хорошо ориентируются в “наблюдаемых” временных категориях: в смене времени суток (утро, день, вечер, ночь) и сезонов (весна, лето, осень, зима). Малыши, которые уже посещают детский сад, отличают будни от выходных. Многие примерно знают дни недели. Иногда дети этого возраста могут еще путаться в словах с темпоральным значением (к примеру, вместо “еще” говорят “уже”), а также не могут конкретизировать время свершения того или иного события (случилось оно две недели или неделю назад).

К 4-5 годам эта проблема решается сама собой. Малыш начинает лучше ориентироваться в своих воспоминаниях, находить основания для более точной их идентификации с  определенным моментом времени, связывая одни события с другими, выстраивая их последовательность (“в прошлые выходные я ездил к бабушке, и там мне купили новую кепку”). Ребенок хорошо запоминает дни недели, названия месяцев, выучив цифры, он начинает определять время по часам.

 Что поможет вам научить ребенка времени?

 Режим дня

Как мы уже упоминали выше, у самых маленьких детей первое представление о времени формируется в привязке к определенным повторяющимся действиям или событиям. Поэтому очевидно, что научить времени карапузов 1-2 лет проще всего будет, ассоциируя у них определенное время суток с некоторым элементом режима дня. Так, малышу можно будет объяснить, что утро – это время, когда он просыпается и завтракает. Период, когда он идет гулять, обедает и ложится спать,- это день. Когда малыш просыпается и папа приходит с работы, наступает вечер.

Масару Ибука, японский инженер, создавший уникальную методику раннего развития детей, советует учить ребенка времени, ассоциируя определенное время суток с любимыми телепередачами малыша.

 Игры для тренировки памяти

Проблема многих детей дошкольного возраста – сложность ориентации в собственных воспоминаниях, смешение фантазии и реальности. Поэтому, если вы хотите научить ребенка времени, очень важно тренировать его память. Попробуйте такую игру: вы выбираете какой-то из дней (поначалу лучше из “ближайшего прошлого”, например, “позавчера”) и вместе вспоминаете, что происходило в этот день. Причем постарайтесь выстроить последовательную картину: например, сначала вы отвели малыша в садик, там он играл, гулял, кушал, спал, потом вы его забрали, он погулял во дворе с Вовой и т. д. Потом игру можно усложнить: вы можете выбрать два дня и “привязывать” воспоминания к каждому из них.

Упражнения по развитию речи

Вы, наверное, уже поняли, что это очень важно, для того чтобы ребенок мог описать свой опыт и временной аспект произошедших с ним событий. Поэтому, когда вы учите ребенка говорить, сразу следите за тем, чтобы он привыкал правильно использовать глагольные формы (прошедшее, настоящее и будущее время). Тренируйте с ним употребление слов с временным значением (поначалу подойдут такие слова, как “сейчас”, “скоро”, “недавно”, “давно”), работайте над расширением словарного запаса.

Специальные “обучающие” часы

Сопоставлять свои представления о распорядке дня с конкретным временем суток малышу помогут часы, созданные специально, чтобы научить ребенка времени (такую “фишку” сейчас предлагают многие производители детских товаров). Смысл их заключается в том, чтобы рядом с каждой цифрой (или хотя бы с “ключевыми” цифрами с точки зрения распорядка дня) были нарисованы пиктограммы, изображающие какое-то действие, которое в это время должен совершать карапуз. К примеру, напротив цифры “12″ может быть нарисован двигающийся человечек (если ребенок в это время отправляется гулять), около цифры “3″ – тарелка с едой и т. д. И если у малыша уже есть понимание того, что в 12 часов он, как правило, идет на прогулку, а в три – обедает, то с помощью пиктограмм он легко запомнит, как выглядят соответствующие цифры, и научится определять время по часам.

Также читайте:

КОММЕНТАРИИ
  • Добавить комментарий