Как научить ребенка говорить: мастер-класс для родителей


Умение облачать свои мысли и переживания в слова – один из главных социальных навыков человека, который во многом определяет качество его жизни. Именно от того, насколько виртуозно человек овладел языком, зависит эффективность его взаимодействия с окружающими, уровень его самореализации. Поэтому большинство родителей стремится научить ребенка говорить сразу же, как только он начинает в какой-то мере понимать, что происходит вокруг него.

Стадии развития речи у ребенка

В освоении речи ребенок проходит несколько стадий. Первая (в среднем в 2-3 месяца) – гуление, воспроизводство первых звукосочетаний. На второй стадии (в 5-7 месяцев) эти звукосочетания становятся более отчетливыми. Третья стадия (в 7-9 месяцев) – произнесение коротких слов с повторяющимися звукосочетаниями («мама», «баба» и т.д.), которые ребенок еще не соотносит с определенными объектами. Далее, примерно после 9 месяцев, ребенок начинает вкладывать в произносимые им звуки определенный смысл. Где-то к году в багаже карапуза насчитывается от 2 до 10 слого-слов (обычно «мама» или «ма», «папа», «ка-ка», «ку-ку», «ав-ав» и т.д.), и дальше пополнение этого багажа идет гигантскими темпами. Иногда за день можно научить ребенка говорить несколько новых (правда, очень упрощенных) слов. И примерно после полутора лет ребенок начинает изъясняться простыми предложениями (вроде “киса ку-ку” или “папа, пока”). После двух лет малыш осваивает языковые нюансы – учится ставить слова в правильные склонения и падежи, сочетать их с предлогами, употреблять в правильном порядке в предложении.

Учась говорить, ребенок сначала старается описать объекты окружающей среды и пространственные отношения между ними. Поэтому в первую очередь он запоминает названия предметов (существительные), упрощенные обозначения действий (“ам-ам”, “пи-пи”), указательные местоимения (“это”, “там”); затем – действия (глаголы), затем – характеристики предметов (прилагательные, описывающие размер, цвет, иногда какое-нибудь иное качество). После двух лет малыш начинает употреблять местоимения “я”, “мой”, он способен рассказать о некоторых своих физических и психологических ощущениях (“горячо”, “больно”, “страшно”). Спустя несколько месяцев он начинает характеризовать себя с разных сторон (“я добрый”, “я капризный”, “я девочка”) – это достаточно значимый этап в формировании личности. И ближе к трем годам карапуз выносит самые простые абстрактные суждения (“это плохо”) и может объяснить некоторые причинно-следственные связи между событиями.

В принципе, если ребенок совсем не «запущен» родителями, к двум годам он освоит определенное количество слов, чтобы худо-бедно доносить до взрослых свои мысли и намерения. Тем не менее многие родители (может, это и к лучшему) не хотят пускать процесс на самотек и стремятся к тому, чтобы научить говорить ребенка как можно раньше и потом развивать в нем этот навык. Если вы – из их числа, то, возможно, вы найдете интересными следующие рекомендации.

Как научить ребенка говорить как можно быстрее и правильнее:

- Разговаривайте со своим чадом с первых дней жизни – пусть он еще улавливает только вашу интонацию, а не смысл сказанного, зато у него идет пассивное накопление словарного запаса, и ближе к году это поможет ему начать говорить осмысленно. Именно так растят детей в Японии, где дети начинают говорить раньше, чем ходить.

- Откажитесь от частого использования соски-пустышки. Согласно ряду исследований, дети, постоянно (по несколько часов в день) сосущие соску, начинают говорить позже сверстников, кроме того, у них могут быть проблемы с артикуляцией из-за неправильного формирования прикуса.

- Не коверкайте слова. Некоторым мамам трудно удержаться от сюсюканья, но логопеды утверждают, что это не помогает развитию речи ребенка, скорее наоборот. Пусть малыш в свое удовольствие называет булочку «бубаськой», а кошку «кикя», но от родителей он должен слышать правильное произношение, иначе он усвоит исковерканный вариант и впоследствии его придется переучивать.

- Чтобы научить ребенка говорить, развивайте у него мелкую моторику рук. Дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и координацию пальцев рук, находятся рядом. Играйте с ним в пальчиковые игры, стимулируйте его к тому, чтобы он научился совершать руками такие операции, как застегивание пуговиц, завязывание шнурков, пусть малыш учится обращаться с ложкой и цветными мелками.

- Поощряйте познавательные потребности крохи. Чтобы научить ребенка говорить, мало развивать его артикуляционные навыки, нужно еще, чтобы он в уме соотносил слова с соответствующими предметами и явлениями. Поэтому, когда ребенок без конца пристает к вам, тыкая пальцами в различные предметы, чтобы вы сказали, как они называются, не пытайтесь отделаться от крохи, а рассказывайте ему обо всем, что ему интересно.

- Читайте малышу побольше книжек (особенно маленьким детям нравятся простые ритмичные стишки с яркими картинками). Это не только развивает воображение, но и способствует расширению словарного запаса и закреплению в памяти уже известных ребенку слов. Заметьте момент, когда малыш начал интересоваться книжками (не с точки зрения того, чтобы их порвать и погрызть), и сделайте чтение частью режима дня ребенка.

- Обязательно объясняйте малышу значения новых слов, используя только уже знакомые ему слова. Не стремитесь сразу сформировать у него огромный словарный запас; чтобы быстрее научить ребенка говорить, общайтесь с ним, употребляя для обозначения окружающих объектов и действий сначала одни и те же простые слова – так ему легче будет сформировать начальный багаж. После того как он их освоит и сможет свободно коммуницировать с вами, придет время для расширения синонимического ряда.

- Чтобы ребенок научился говорить предложениями и более ясно и связно излагать свои мысли, почаще вовлекайте его в диалог, задавайте ему побольше вопросов.

Достаточно специфично развивается речь у близнецов. С одной стороны, они пытаются научиться говорить достаточно рано: их эмоциональная близость требует словесного выражения. С другой стороны, родителям опасно замыкать их друг на друге, потому что они могут выработать свой специфический язык, который будет понятен только им двоим. Например, как в этом ролике:

Также читайте:

КОММЕНТАРИИ
  1. Марго

    хорошие советы!!!:)

    Ответить
  2. ьимуряег

    Видео супер.

    Ответить
  3. Имя

    У нас дочь пустышку вообще не сосала, а в год и три только Мам, Папа, баба и деда говорит

    Ответить
  4. Имя

    а моей 1.7 только мама и кииии на кошку,все показывает и звуками мол что ,постоянно говорим предметы.раньше хоть на вопрос отвечала махом головы да или нет а теперь звуки одни мои нервы на пределе

    Ответить
    • Имя

      Моя в 7 месяцев говорила мама, папа, баба, а сейчас 1,4 мама только осталось, ну иногда да, ка, ки, прям переживать начинаю…

      Ответить
  5. Зина

    У меня малыш и моторика рук отлично и вроде понимает многое, а ничего не говорит. Только ыыыы и показывает пальцем. Ы говорит очень выразительно, что можно все понять, что он хочет….Как научить его говорить? Только ммаамммааа говорит иногда.

    Ответить
  6. Анастасия

    У моих знакомых ребёнок почти в 3года бросил сосать соску,а раньше моего малыша начал говорить!А мы и читает,рассказывает обо всем всё Бестолку- молчит или на своём языке изьясняется, ((((

    Ответить
  7. Афида

    моему-9 месяцев.он пока произносит звуки типа-мам мам гак еу еу гого диго диго и т.д.это норма или мы уже опаздываем с речью?

    Ответить
  8. Людмила

    А у нас ребенок с 7 месяцев начал говорить мама папа, ей уже 2, 4, а у нас словарный запас- слов 30. и больше ничего мы не хотим. дай воды и все. заставить повторять – невозможно.

    Ответить
  9. оксана

    моей дочери год и два месяца и она говорит только 3 слова и то под настроение(((((((я прям не знаю что делать(((

    Ответить
    • Гулиана

      У нас такой же возраст и такая же ситуация. Говорим только по настроению.

      Ответить
  10. нина

    Девочки прям уже не знаю что делать , может дело и времени говорят что ребёнок рано или поздно все равно заговорит но меня это сильно напрягает нам уже 2 и 4 говорит очень мало посоветуйте какие нибудь игры развивающие …. При том при всем он очень октивный его не чего не интересует ((((

    Ответить
    • Екатерина

      Успокоить его))) а потом читайте книги. Например курочку рябу. Например жили были дед и… показываем пальцем, пауза. Если молчит, то громко БАБА. И тд. Через несколько раз сам пол сказки повторит.

      Ответить
  11. евгений

    Моему сыну 1,7говорит только мама папа баба ав няня и еще слов 5-6 это нормально или нет???

    Ответить
    • Имя

      Всему свое время! Все дети разные!

      Ответить
    • Алена

      Думаю, что – да! Моему сыну тоже 1,7 и говорят, что мальчишки ленятся говорить! Мой сынуля конечно чуть больше говорит : ко – ко – ко , няня( на старшенькую дочь ) , мама ( чаще всего) , папа ( реже всего ) , кись ( на кошек) и многие др. звуки, слов пока тоже штук 5-6. Проводите с ребенком больше времени в играх и вам не придется обыскивать интернет ради того чтобы научить как можно быстрее говорить ребенка , помните – малыш – не попугай! Человек со временем сам научится говорить если вокруг него будут разговорчивые и позитивные родные и близкие!

      Ответить
    • Имя

      Нормально

      Ответить
  12. Имя

    нам 2 года исполнилось, а он отказывается говорить, мама папа – произносит, но неосознанно вместо дай – диди.. На остальное тычет пальцем. Вот это правда проблема,соску вообще не сосал, правда и грудь бросили только месяц назад. На мои уговоры, что-то произнести мотает головой и капризничает.

    Ответить
  13. Анна

    Девочки! У меня старшая тоже была очень не разговорчивая до 2,5 лет, но как только я её отдала в сад всё изменилось, мой ребёнок меньше чем через месяц стала говорить предложениями. Младшей сейчас полтора, говорит только мама, папа, тётя, дядя и ляля, ну и звуки всех животных и всё

    Ответить
  14. РастаМамка

    Девочки,что вы переживаете?все детки разные, и развитие происходит по -разному!Заниматься конечно надо,но никто дураками то не остаётся)

    Ответить
  15. Мадина

    Моей дочери 1,5 а она ничего не говорит целый день может молча сидеть, если что -то нужно то кричит и показывает пальцем но все понимает

    Ответить
  16. Анюта

    Моей дочке почти три года, но она до сих пор не может разговаривать, говорит но мало. Может потому что мы на двух языках говорим? У неё папа чуваш.

    Ответить
    • Татьяна

      С ребенком до двух лет нужно говорить только на одном языке. В противном случае замедление в развитие идет.

      Ответить
      • Таня

        Неправда! У подруги сыну 2 года, очень много слов говорит как на русском, так и на арабском, и совершенно свободно понимает оба языка!

        Ответить
  17. дарья

    С 5 месяцев говорит четко мама, гулит. Сейчас нам 11 месяцев, говорит мама, папа, дед, баба, ава, най най (это дай), нет, бух и бах когда подает. Ууууу кает когда собачка лает. Жжжжжж когда машинку катает.

    Ответить
  18. Светлана

    Моей дочери сейчас почти 3 года, говорит очень хорошо, хотя пол года назад говорила лишь “мама, папа, дай”. Я как только не старалась научить её разговаривать, все было бесполезно, пока она сама не захотела. Зато начала говорить сразу сложными предложениями. Говорит громко и четко. Так что наберитесь терпения и наслаждайтесь тишиной, скоро вы про нее забудьте ;)

    Ответить
    • Алмагуль

      Моему сыну тоже через месяц 3 года будет и до сих пор не разговаривает. Так повторяет по немногу,учим разоваривать психует незнаю как научить мы на казахском учим говорить его.Что делать как научить?

      Ответить
  19. Наталья

    Моей девочке 1 и 10. Все понимает, выполняет просьбы и поручения небольшие, а разговаривать отказывается. Показывает пальчиком на предмет и говорит “да”. Я рассказываю, что это, а она в ответ “да”.Занимаюсь с ней целыми днями, разговариваю, читаю. Бесполезно. При просьбе повторить капризничает, либо просто уходит.

    Ответить
  20. Имя Таня

    Доброй ночи.нам 3и 8 очень мало говарим,но всё понимаем.подскажите хорошиго логопеда в Краснодаре.

    Ответить
    • Имя

      Здравствуйте!в краснодарском крае живет и работает логопед Майя Алехина.

      Ответить
  21. Имя

    Моей 1.6 а говорит только мама папа и баба.наверное это уже проблема или пока не стоит беспокоиться?

    Ответить
  22. Светлана

    Моему сыну 2.5 года. Говорит только АА на все. Породирует звуки животных, автомобилей, какие то бытовые. Были у логопеда – врач сказала что он лениться и он не ее пациент. Неделю назад пошли первый раз в сад . Надеюсь наберется чего нибудь от других деток.

    Ответить
  23. БАТЯ

    Учитесь у японцев, и главное не сцать

    Ответить
  24. Анастасия

    Моей доче год и 8.Папа говорит уже давно,пока,мама,тютю,ня,мя,кссссс.Больше ничего((Нам бы только полазить везде,попинать мяч,залезть куда не надо.Вообщем хулиганка она у меня!Тоже переживаю очень((( в течении дня разговариваю с ней,все бестолку(((Что бы посадить ее и почитать книжку,не возможно.

    Ответить
    • мария

      А нам 1.9 и мы тоже не хотим говорить(мама папа(редко)баба киса аба(это собака)ну как то пару раз циси это часы))и все как только садимся читать и учить новые слова сразу психует!

      Ответить
  25. Ольга

    У меня старший говорил очень рано и сразу предложениями, люди удивлялись, маленький совсем, а незнакомым так чисто говорит Здравствуйте! Куда идете?))) мамашки завидовали. Он просто одарённый, сейчас 10 лет, учится отлично, все схватывает на лету, очень талантлив. Второй сын говорить начал в 2 года, хотя моторика отличная, пальчики ловкие очень. В 2 ездили на море, садились в поезд он говорил ту-ту, а обратно уже поез едить. Сейчас третья доча 1’5. Говорит но мало, все понимает, головой кивает. Что попросить все делает, а вот говорить как будо стесняется( а вобще дети все повторяют за нами, копируют, подражают, самим нужно больше говорить с ребёнком.

    Ответить
  26. Алина

    моей дочке 3и10 очень плохо розговаривает а когда наченаешь сней заниматся ей не интересно ана уходит потскажите пожалуста что делать

    Ответить
  27. Имя

    всему своя врем и у всех развития по другому по этому не стоит раст

    Ответить
  28. Анастасия

    У меня дочи 2.5 и она говорит очень мало во сновном слогами. Простые слова, такие как мама папа говорит хорошо и все, но все остольное нет. Например, молоко это ко, кошка тоже ко и тд. А у подрушки ребенку 2.2 а она уже стихи расказывает и разговаривает очень хорошо. А мою не заставишь.

    Ответить
  29. Аслан

    У нас ребенок , 3года мальчик, заставляем его говорить, а он словно стесняется!только ,,ма” па” и все на этом!

    Ответить
  30. Аслан

    В детском саду говорят что логопеты занимаются только о с четырех летними!правильно ли это?

    Ответить
  31. Елена

    У моей сёстры 4 мальчишек. Она с мужем глухонемые. Старший сын позже всех заговорил ближе к 4 годам, а остальные по возрасту. Родители с детьми не общаються только жестами.
    Моему 5 лет словарный запас примерно 30 слов. Мы с мужем постоянно с ним разговариваем, а толку нет. Ходим к логопеду с двух лет. Вообщем тут не угадаешь.

    Ответить
  32. Анастасия

    Всем ,доброй ночи. Я по образованию педагог психолог. С дочкой занималась с первых дней , разговаривала четко,слов не ломая и много читала. Она в два года начала говорить свободно!!!))))

    Ответить
  33. Зульфия

    Моеи дочке 2,7 она все еще не говорит. Что мне делать ?

    Ответить
  34. настя

    У меня дети 1.1 и 1.11,оба рычат гррррр ,немного слов есть, такие как мама папа баба мяу, уав уав ,но основная масс выражения мыслей неким дырынчанием!Аж пугает!Дети маугли(

    Ответить
  35. Ася

    А вы попробуйте охватить тот фронт работ, который наваливается на логопеда в саду. В первую очередь детишки, которым надо уже в школу идти, плюс средняя группа. А с малышами все нереально сложно. С трудом на контакт идут, стесняшки, неусидчивые и не хотят играть с тем материалом, который у логопеда есть. Я использую куклы, которые можно одеть на руку. Детям маленьким нравится. Но опять же не всем. Ребенок может смеяться все занятие и сыпать улыбками, а говорить не станет. Может у меня мало опыта. Но я часто слышу, что рачинать надо со слова “дай”. И не потакать мычаниям ребенка и тыканием пальцами в сторону предмета. Пока хоть слово не скажет, не давать. “Мама, дай конфету”. Или просто “дай”. А вообще все детки разные и к каждому надо искать подход. Что-то должно в итоге заинтересовать молчуна:)

    Ответить
  36. Ася

    Опять же, поищите поощрение. Конфета там или наклейка. Ребенок сказал слово, а вы ему “ох ты молодец какой! Вот тебе конфетка”. Разок, другой и ребенок поймет. Я говорю, а мне конфетку. И дело должно пойти.

    Ответить
  37. Изюмка

    Все дело в наследственности,старшая заговорила в 2года,с ней я больше занималась,а со вторым и третьей времени не хватало.заговорили оба в год и шесть месяцев без моих заслуг.причем речь была предлодениями,что приходилось рот “прикрывать” когда мои крохи говорили(мелкие дети)чтоб не сглазили.как куколки говоряшие были все удивлялись.муж оч.рано заговорил,мой брат в два года на двух языках изьяснялся.

    Ответить
  • Добавить комментарий