Игры для развития познавательных способностей детей


Потребность в познании (любознательность) – одна из наиболее значимых психологических потребностей ребенка. Пользуясь массой “инструментов”, таких, как органы восприятия, мышление, память, маленький человек формирует для себя картину мира и постоянно “дорабатывает” ее.

Познание – процесс необыкновенно сложный и не ограниченный временными рамками. Невозможно “познавать” два часа до обеда и два часа перед сном: изучение и анализ окружающего мира происходит беспрерывно. Только у одних людей это происходит более интенсивно и успешно, у других – менее. Для того чтобы ваше чадо преуспело в этом, необходимы три составляющие: во-первых, максимально полное восприятие информации извне (для этого необходимо заниматься сенсорным развитием ребенка, тренировкой внимания и т. д.); во-вторых, умение ее эффективно накапливать и обрабатывать (за это отвечают развитая память и аналитические способности), в-третьих, мотивация. Большинство детей в первые годы жизни демонстрируют выраженные когнитивные потребности, но впоследствии при неправильном воспитательном подходе малыш утрачивает интерес к познанию нового. Его картина мира стагнируется.

Приведенные ниже игры нацелены именно на пробуждение мотивации к процессу изучения окружающей среды у детей до 3 лет.

“Открываем новый мир”: игра для малышей в первые месяцы жизни

В первые месяцы жизни ребенок, естественно, еще неспособен к анализу всего, что с ним происходит. Но это не означает, что он не готов постоянно впитывать новую информацию об окружающем мире. До трех месяцев он воспринимает ее в основном с помощью осязания и обоняния; затем он начинает проявлять интерес к тому, что можно зафиксировать зрительно. И чем больше новой информации он будет “пропускать” через себя, тем лучше. Поэтому возьмите за правило несколько раз в неделю усаживать ребенка в слинг или рюкзачок и отправляться на прогулку в новое место. Коляска для этой “игры” не подойдет: в ней обзор малыша ограничен, к тому же он не сможет расслышать ваш рассказ. Да, рассказ – это еще один обязательный элемент игры для самых маленьких. Объясняйте малышу, где вы гуляете, что видите, как называются те или иные предметы. Это поможет ему в дальнейшем быстрее научиться говорить.

“Покопаемся в шкафу”: игра для детей от 9-12 месяцев

Ваш карапуз стал необыкновенно подвижным и все норовит забраться в самые неподходящие для него места, перерыть шкафы? Естественно, проще всего накрепко закрыть все дверцы и посадить дитя в манеж. Но подождите, вы же решили заниматься развитием познавательных способностей ребенка! А бесконечные запреты – это вовсе не лучший путь поддержать интерес малыша к окружающей среде. Поэтому выделите ему хотя бы один шкаф (комод, тумбочку), уберите оттуда все опасные предметы и сложите в него то, с чем ребенок может спокойно играть: пластиковую посуду, крышки от банок, тканевые салфетки, полотенца. Устройте крохе праздник: в один прекрасный день позвольте ему открыть запертую дверцу шкафа. Нет сомнения, что радости его не будет предела.

Советуем вам регулярно менять содержимое шкафа, и тогда малыш, постоянно занятый исследованием новых объектов, уже не будет проявлять интерес к “опасным” шкафам. Кроме того, ребенок будет мотивирован к дальнейшим открытиям.

“Где у кисы ушки?”: игра для детей старше 1 года

Если у вас есть домашнее животное, наверняка карапуз уже пытался проявлять к нему интерес. Скорее всего, он делал это еще не в слишком комфортной для “маленького друга” форме. Малыш еще не понимает, что может причинить боль живому существу. Но когда-то нужно начинать учить его гуманному отношению к животным. Почему бы не начать сейчас? Заодно можно удовлетворить любопытство ребенка, неоднократно пытавшегося рассмотреть кису или собачку поближе.

Возьмите вашего домашнего любимца, когда он будет в хорошем настроении, сядьте на диван или пол, устройте его рядом с собой. Погладьте животное, чтобы оно успокоилось. Теперь посадите рядом с собой и ребенка. Предложите ему погладить зверя (если карапуз попытается стукнуть его или дернуть за хвост, спокойно, но категорично остановите его и объясните, что так делать нельзя, потому что животному больно). Посоветуйте крохе наблюдать за реакцией животного: вот киса виляет хвостом, а вот замурчала! Обычно дети, видя такую реакцию, с удовольствием включаются в процесс коммуникации с домашним питомцем. Со временем они начинают проявлять к животным больше нежности, чувствуя, что такое поведение вызывает у мохнатого друга позитивный отклик.

После того как малыш и зверь немного привыкли друг к другу, можно начать исследование: найдите у животного глаза, нос, усы, лапы, хвост. Потом поиграйте все вместе с любимой игрушкой домашнего питомца: пусть малыш понаблюдает за поведением животного.

Такая игра поможет ребенку и зверю найти общий язык, будет способствовать развитию у малыша чуткости, навыков общения и, конечно же, любознательности.

“Почемучка наоборот”: игра для детей от 2,5-3 лет

После того как ребенок научится более-менее внятно излагать свои мысли, он начинает забрасывать родителей вопросами: почему яблоки зеленые, что делает папа на работе и откуда берутся дети? На эти вопросы должны заранее подготовить ответы все папы и мамы. А еще вы можете предложить карапузу поиграть в игру “почемучка наоборот”. В этой игре вопросы задают взрослые, а ребенок на них отвечает.

Такая игра способствует развитию у детей воображения и логики, творческого мышления. Кроме того, поскольку во время игры малышу придется искать ответы на новые для себя вопросы, она поможет и развитию познавательных способностей ребенка.

Также читайте:

КОММЕНТАРИИ
  • Добавить комментарий