Этапы развития ребенка 1-3 лет


Многим родителям кажется, что после года развитие ребенка идет уже не столь интенсивными темпами, ведь в основном оно связано не с приобретением новых навыков, а с отработкой и усовершенствованием уже полученных (условно говоря, до года ребенок учится уверенно держать предмет, а после года на базе этого навыка есть ложкой и рисовать карандашом). Тем не менее период 1-3 лет тоже очень важен: если до этого времени малыш в основном приобретал умения, которые пригодились бы ему для выживания (он учился управлять своим телом, перемещаться в пространстве, брать нужные предметы и познакомился со “взрослой” пищей), то теперь его развитие будет лежать в основном в эмоциональной и интеллектуальной плоскостях. Еще один важный момент – приобщение ребенка к культуре. Вообще, с каждым месяцем его поведение будет все более осмысленным, мотивированным, его эмоции станут богаче, а ваше общение с ним – интереснее и содержательнее.

Основные достижения ребенка в возрасте 1-3 лет

12-18 месяцев: “карапуз прямоходящий”

Идет отработка навыков ходьбы (в том числе ребенок учится подниматься и спускаться по лестнице и охотно залезает на шведскую стенку, мебель и любые возвышения, кажущиеся ему подходящими); кроме того, малыш учится проделывать со своим телом и другие манипуляции: танцует, пытается подпрыгивать и кувыркаться. Идет активное развитие у ребенка мелкой моторики рук (карапуз учится застегивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки, кушать ложкой, чистить зубы). Малыш осваивает речь: накапливает словарный запас и учится произносить слова; сочетанием жестов и слов он уже может объяснить, чего хочет. Он демонстрирует зачатки логики, улавливает причинно-следственные связи: умеет компоновать предметы для получения определенного результата, например, закрывает банку крышкой.

В этом возрасте дети обычно “пробуют” разные инструмены воздействия на родителей (плач, объятия, улыбку и т.д.), чтобы понять, какого результата можно добиться тем или иным способом. Не принимайте близко к сердцу детские истерики: это просто один из этапов развития ребенка 1-3 лет. В то же время не поддавайтесь на провокации; лучшая стратегия поведения в таких ситуациях – это отвлечь ребенка, чтобы разбушевавшееся чадо успокоилось, но не идти у него на поводу.

18-24 месяца: развиваем воображение

В этом возрасте малыш, скорее всего, уже лихо оперирует домашней электроникой: включает и выключает компьютер и музыкальный центр (в том числе и с пульта), знает, какой результат можно получить, нажимая некоторые кнопки клавиатуры. Он уже четко представляет, что ему делать можно, а что нельзя (другое дело, что он далеко не всегда соблюдает запреты). Именно в этом возрасте большинство современных педиатров рекомендуют начать приучать ребенка к горшку: он уже может сознательно контролировать свою выделительную систему. Слова малыш произносит уже более правильно, а некоторые пытается компоновать в предложения. От усвоения названий предметов он переходит постепенно и к изучению их характеристик (цвета, формы, размеры). Для того чтобы он усвоил эту информацию максимально эффективно, нелишним будет научить ребенка рисовать и лепить из пластилина.

После полутора лет ребенок начинает моделировать ситуации, то есть он уже не просто катает машинку, а представляет, что это за машинка, куда и зачем она едет. Это знаменует развитие у ребенка таких замечательных качеств, как воображение и память. Еще именно на этот период приходится новый виток в развитии коммуникативных навыков: малыш учится сотрудничать с взрослыми и другими детьми. Если раньше он просто подражал вам, то сейчас он может стать полноценным участником какого-либо несложного процесса (уборки в комнате, прополки в саду).

24-30 месяцев: уже личность!

Итак, что умеет ребенок в 2 года? Он хорошо владеет навыками самообслуживания (тренировать их помогут развивающие игры для детей 2 лет). Малыш в полной мере “распробовал” игру и вошел во вкус: он играет самостоятельно, со взрослыми и со сверстниками, придумывает нехитрые правила и с легкостью их меняет. Кстати, ввиду того что чадо стало чаще взаимодействовать с другими детьми, перед родителями встала новая задача – сориентировать малыша, как дать отпор обидчику, как вести себя в сложных и спорных ситуациях.

Скорее всего, малыш употребляет личные местоимения и уже способен к самоидентификации: может охарактеризовать себя, рассказать о своих мыслях и эмоциях (здесь читайте, как развивать речь ребенка в 2-3 года). Это говорит о том, что активно идет процесс формирования личности ребенка, и он готов воспринять некоторые моральные постулаты и нравственные ценности. Малыш уже способен понять, что такое хорошо и плохо, какие поступки считаются справедливыми, какие – подлыми. Главное, что сейчас вы можете не просто констатировать какие-то вещи (обижать кису плохо), а аргументированно объяснять (кису обижать плохо, потому что ей больно и потому что она маленькая и не может за себя постоять). Это будет способствовать не только сознательному самоограничению, но и развитию у ребенка эмпатии – умения понимать чувства окружающих и сопереживать им.

Некоторая “моральная зрелость” карапуза выражается и в том, что ребенок начинает ощущать свою вину за проступки. Другое дело, он еще не знает, что делать с этим чувством, и выражаться оно у него может в привычной ему манере – реве и истерике. С точки зрения детской психологии это нормально, и задача родителей – не усугублять в ребенке ощущение вины (чтобы оно не переросло в комплекс), а научить малыша переживать его конструктивно (извлекая уроки).

В начале третьего года ребенок продолжает отрабатывать навыки рисования, лепки, может начать учиться обращению с ножницами. Наиболее “продвинутые” родители учат детей чтению и счету.

30-36 месяцев: маленький творец

Ближе к трем годам у многих детей начинается “эпоха тысячи почему”: они начинают донимать родителей вопросами. Приготовьтесь к тому, что вам придется доходчиво рассказать ему обо всем на свете, и не думайте врать или “отговариваться”: дети очень хорошо умеют ловить взрослых на противоречиях! Вообще, ребенок кажется совсем самостоятельным: сам кушает, моет руки, одевается, сам играет, рассматривает книги, коммуницирует с людьми. Большинство детей уже воспринимают себя как отдельную личность, обладающую определенными качествами, и проявляют уже некоторую склонность к самоанализу. Тем не менее малышу все еще очень нужна ваша поддержка. Сейчас он, возможно, столкнется с новой проблемой: детскими страхами и ночными кошмарами. Это закономерный психологический процесс, заключающийся в том, что некоторые образы, знакомые ему по сказкам, мультикам и фильмам, получают “наполнение” в виде его собственных подсознательных страхов. Тем не менее очень важно, чтобы ребенок научился отделять вымысел от реальности и управлять своими эмоциями, не поддаваться панике. В этом как раз ему и смогут помочь родители.

Но ночные страхи лишь одна сторона активно развивающегося воображения малыша. Другая вовсе не столь мрачна, даже наоборот: ваш ребенок становится настоящим творцом! Постепенно он научается облекать мысли и образы в относительно законченную форму – и вот его рисунки становятся уже не столь бессмысленными, а в один прекрасный день он рассказывает вам сказку, которую сочинил сам!

Занятия с ребенком 1-3 лет

После года самое время заниматься с малышом по методикам раннего развития детей. В этом возрасте ребенок, с одной стороны, очень обучаем, с другой – у него огромное стремление к познанию и систематизации новой информации. Регулярно занимаясь с карапузом, вы сможете вовремя определить, к каким областям знаний, к какому роду деятельности тяготеет ребенок, чтобы в дальнейшем системно развивать эти способности.

Самые эффективные инструменты обучения (с учетом особенностей психологии ребенка 1-3 лет):
  1. Личный пример. Дети обладают просто уникальной способностью копировать своих родителей буквально во всем. Что, в общем, и понятно: в течение многих тысяч лет человечество не знало авторских методик раннего развития детей, и карапузы учились необходимым навыкам, подражая родителям. Поэтому, увы, в семье нерях вряд ли вырастет дочь-аккуратистка, а если супруги привыкли разговаривать на повышенных тонах,  то маловероятно, что их сын станет эталоном вежливости.
  2. Пример сверстников. Чем старше становится малыш, тем важнее для него становится принадлежность к “социальной группе” сверстников и самоидентификация внутри нее. Этим можно пользоваться для того, чтобы мотивировать малыша к каким-то действиям, которые его не особенно привлекают.
  3. Игра. Роль игры в развитии ребенка очень велика. Правда, некоторые педагоги считают, что ребенок с самого раннего детства должен разграничивать, где “реальная” жизнь, а где имитация, и не смешивать их. Другие специалисты утверждают, что для малыша, не достигшего двухлетнего возраста, такую грань провести попросту нереально: они не отделяют одно от другого. При этом в игровой форме научить ребенка кушать или прибираться намного легче, чем если делать это “серьезно” и “по-взрослому”.
Также читайте:

КОММЕНТАРИИ
  • Добавить комментарий