Детский сад в жизни ребенка


Зачем ребенку ходить в детский сад? Для большинства родителей ответ на этот вопрос очевиден: чтобы  научился общаться со сверстниками, для развития самостоятельности у ребенка, чтобы привыкал к дисциплине. Да и, в конце концов, а как же по-другому, все ходят!

А на самом деле, так ли уж нужен ребенку детский сад?

Сразу оговоримся, что мы попытаемся ответить именно на поставленный выше вопрос, а не на вопрос: нужен ли детский сад родителям малыша, чтобы наконец-то отпустить маму на работу.

Итак, первый аргумент сторонников обязательного «присутствия» детского сада в жизни ребенка: без садика карапуз пойдет в школу, не научившись общаться, не умея за себя постоять.

Да, такая вероятность действительно есть. Если вы будете держать малыша взаперти в четырех стенах, не будете выводить его гулять во двор, не будете водить в кружки и секции. В случае если у ребенка будет полноценное общение со сверстниками в течение нескольких часов в день, «забитость» вряд ли ему грозит. Равно как и существует множество примеров, когда дети попадали в неблагополучное дошкольное учреждение, где подвергались нападкам сверстников и воспитателей, и в результате приобретали массу комплексов, никак не способствующих продуктивному общению.

Второй аргумент. Родители никогда не смогут обеспечить ребенку столь качественное и разностороннее развитие, как специалисты детского сада.

Даже если не поднимать вопрос о качестве специалистов в российских детских садах (особенно муниципальных), c этим утверждением можно поспорить. Согласно ряду исследований, проведенных в последнее десятилетие в США и Австралии, лучше всего новая информация воспринимается детьми именно от родителей. Ни к одному воспитателю не относится ребенок с таким доверием, как к маме и папе. Другое дело, что многие родители элементарно не знакомы с методиками раннего развития детей, с тем, как обучать малыша определенным вещам. Но это, как говорится, дело наживное. Итак, рецепт блестящих успехов ребенка = родительский авторитет + правильная методика.

Аргумент номер три. Сидя дома, ребенок не приучится к дисциплине.

Это, опять же, зависит от того, каким образом родители, бабушки или няня — одним словом, человек, сидящий с карапузом, выстраивает режим дня ребенка. Конечно, если малыш часами будет проводить время перед телевизором, то ни о какой дисциплине и самоорганизации и речи быть не может. С другой стороны, если его день будет наполнен полезными и интересными занятиями, то навыки самоорганизации при поступлении в школу будут выше, чем у большинства «садичных» сверстников. Ведь в садике, даже в самом хорошем, режим в достаточной степени унифицирован и не учитывает особенностей конкретного ребенка.

Нет-нет, мы ни в коем случае не отговариваем вас отдавать ребенка в садик и обязательно переводить на домашнее воспитание! Мы лишь призываем задуматься о том, что в жизни ребенка детский сад далеко не обязательный элемент, и не стоит стремиться пристроить малыша «хоть в какой-нибудь» садик во что бы то ни стало. Да, на постсоветском пространстве «пользование» детским садом кажется привычным и очевидным. В то же время существует масса стран, где дети до школы находятся на воспитании родителей или на попечении няни, и они ни в коем случае не вырастают ущербными! В то же время “садичное” детство может стать как самым прекрасным моментом в жизни ребенка, так и источником травматичных воспоминаний.

Чем чреваты «садичные» психологические травмы

Многие современные родители, сами прошедшие через «совковые» садики, пытаются утешать себя мыслью: и ничего, что чадо «погнобят» в дошкольном учреждении, ведь когда-то нужно привыкать к жизненным трудностям! Нас же тоже полотенцами хлестали и ничего… Кстати, насчет «ничего» такие люди, как правило, лукавят: они могут с пафосом транслировать такую позицию окружающим, но на приеме у психоаналитика со слезами признаются, что подвергли бы воспитателей, которые «сделали из них людей», особо изощренным мучениям. Так что давайте абстрагируемся от мифа о пользе казарменного подхода и посмотрим, к чему может привести негативный опыт пребывания ребенка в детском саду.

1)      В случае систематических проблем со сверстниками, которые родители и воспитатели не помогли малышу конструктивно разрешить, у ребенка может в дальнейшем возникнуть страх перед общением, комплекс неполноценности и неуверенность в себе.

2)      В случае неудач в освоении новых навыков ребенок может, опять же, потерять веру в себя и утратить стремление к саморазвитию и постижению чего-то нового.

3)      Если ребенок переживает систематическое унижение и нападки со стороны воспитателей, то он не только получит психологическую травму: у него сформируется неверное представление о том, что такое справедливость и о границах дозволенного и недозволенного (к примеру, он будет считать, что унижать слабых — это нормально). С такими понятиями ему достаточно сложно будет сосуществовать с детьми, воспитанными по-другому.

Поэтому стоит задуматься, если в течение определенного промежутка времени вы сталкиваетесь с такими симптомами:
  • малыш внезапно начал часто и беспричинно плакать (особенно перед тем, как надо идти в сад), стал тревожным и боязливым; если у него начались проблемы со сном, хотя раньше вопрос “почему ребенок плохо спит ночью” вас не беспокоил;
  • он стал замкнутым, потерял интерес к любимым ранее занятиям;
  • часто приходит с синяками и ссадинами.

Детский сад в жизни ребенка ни в коем случае не должен быть тюрьмой. Для этого выбирать дошкольное учреждение для ребенка нужно правильно.

Каким должен быть хороший детский сад

Если вы твердо уверены, что в сад ребенка отдавать надо, но в первый попавшийся (по принципу «лишь бы взяли») отправлять свое чадо не готовы, старайтесь выбрать садик, соответствующий следующим критериям:

  • не больше 10-12 человек в группе;
  • максимальная открытость информации о работе детского сада, персонале; возможность свободно получить контакты других родителей, чьи дети посещают этот же сад, и пообщаться с ними;
  • вежливый и уравновешенный персонал, способный в понятной форме рассказать родителям о методиках, которые используются для работы с детьми, а также ответить на «каверзные» вопросы (например, «как вы будете разнимать детскую драку», или «что вы будете делать, если ребенок откажется есть»);
  • наличие разнообразного меню, учитывающего особенности детей с заболеваниями ЖКТ, с аллергией;
  • достаточно гибкий распорядок дня (подразумевающий, к примеру, возможность для детей вместо сна поиграть в тихие игры);
  • по законодательству учреждение дошкольного образования должно иметь лицензию. Конечно, по факту львиная доля домашних садиков работает без нее (часто они позиционируют себя как «центры по уходу за детьми» – для ухода за детьми лицензии не требуется). В целом, если все остальные параметры вас устраивают, на этот нюанс можно закрыть глаза.
Также читайте:

КОММЕНТАРИИ
  1. Мария

    Доченьке 2,5, ходим в садик на полдня – с утра привожу, после обеда няня ее забирает, спит уже дома (садик частный). Походили на полный день ровно неделю, поняли, что вариант не наш – Настюше не подошел именно режим. Ну не укладывается ребенок спать в час, хоть тресни, ее наверное в пять надо поднимать, чтобы у нее к этому времени тяга к сну появилась. А я уже к тому времени вышла на работу на полный день, пришлось срочно искать подработку чтобы взять няню. Тяжеловато конечно, но мы ни минуты не колебались, хотя все в один голос вопят, что мы ребенка балуем и надо ей привыкать к тяготам жизни. Все-таки дико, с моей точки зрения – ощущение такое, что не режим для ребенка, а ребенок для режима. Нафиг надо, а к тяготам еще успеет привыкнуть.

    Ответить
  • Добавить комментарий