Что делать, если у вас гиперактивный ребенок?


Термин “гиперактивный ребенок” слышали, наверное, все современные родители. Более того, с легкой руки участкового невролога многие папы и мамы получали подобный “диагноз” применительно к своим детям. В то же время есть и другая категория родителей: они, не очень вдаваясь в смысл этого термина, сами идут к врачу с жалобой: “у меня гиперактивный ребенок – что делать?”.

Давайте же попробуем разобраться в том, что же такое детская гиперактивность, каковы ее признаки и возможные последствия, чтобы и самим не навешивать ярлыки на своих (и чужих) детей, и не верить слепо предписаниям участковых врачей, которые далеко не всегда компетентны.

Гиперактивный ребенок – эпитет или диагноз?

Реальность такова: многие взрослые готовы отнести к “гиперактивным” 80% детей дошкольного возраста. Просто потому, что они живут и изучают окружающую среду в ином ритме, чем люди в возрасте “глубоко за двадцать”. Вот восьмимесячный ребенок без конца пытается вылезти из кроватки, вместо того чтобы сидеть на одном месте и заниматься игрушкой. “Наверное, он гиперактивный, сходите к врачу”, – рекомендует троюродная тетушка, которая толком и не знает, что это такое, но услышала красивое слово в псевдомедицинской передаче по телевидению. Двухлетний карапуз не хочет, чтобы мама читала ему одну страницу книги за другой, ему нужно слушать сказку то с середины, то вообще с конца. “Он не может сконцентрироваться, у него проблемы с вниманием”, – удрученно констатирует мама. К проявлениям гиперактивности зачастую относят и детские истерики, и даже ситуации, когда ребенок плохо спит ночью. Ну, а что может говорить воспитательница в детском саду о четырехлетнем карапузе, который носится по залу во время неинтересных ему занятий рисованием, мы можем только догадываться.

Действительно, с точки зрения “обывательской терминологии” всех этих детей можно назвать гиперактивными. Но далеко не во всех случаях диагноз подтвердит компетентный невропатолог. Какие же симптомы считаются реальными признаками расстройства, которое в англоязычной практике называется аttention deficit hyperactivity disorder (приблизительно переводится как “расстройство, связанное с дефицитом внимания и гиперактивностью”)?

Признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности
  • ребенок часто не может сосредоточиться на деталях, на одном задании или виде деятельности, допускает ошибки;
  • создается впечатление, что малыш не слушает обращенную к нему речь;
  • ребенок не может следовать инструкциям (это никак не связано с непослушанием или непониманием этих инструкций), в результате чего не может успешно выполнить задание;
  • он демонстрирует низкий уровень самоорганизации;
  • ребенок избегает занятий, требующих концентрации, умственных усилий;
  • он часто рассеян, теряет вещи, быстро устает;
  • прерывает разговор, не дожидаясь его логического завершения, или беспардонно вторгается в чужую беседу;
  • его характеризует постоянная подвижность рук и ног (ребенок трет руки одну о другую, елозит ногами, и т.д.), он ерзает и выгибается на стуле;
  • малыш не может сидеть на одном месте, постоянно стремится куда-то бежать, лезть (независимо от обстановки и ситуации).

Американская академия детской и юношеской психиатрии утверждает, что, если ребенок демонстрирует значительную часть этих симптомов в течение полугода и более длительного промежутка времени, причем обязательно в разных ситуациях (дома, на детской площадке, в школе или детском саду и т.д.), для родителей это может быть сигналом проконсультироваться с невропатологом на предмет наличия у чада синдрома гиперактивности и дефицита внимания. При этом отметим еще один важный нюанс. Ни один компетентный специалист не будет ставить диагноз “гиперактивность” детям до 3х лет. Дело в том, что у малышей первых лет жизни поведение, связанное с постоянным переключением внимания с одного объекта на другой, равно как и высокая степень подвижности (иногда кажущаяся взрослым хаотичной), – все это считается вариантом нормы. Озадачиваться родителям стоит, если так ведет себя карапуз, чей возраст приближается к 4 годам, и мамам и папам детей постарше (при этом симптомы расстройства должны проявиться до 7 лет).

Получается, что диагноз “гиперактивность” действительно существует. Он признается большинством медицинских организаций. Согласно некоторым исследованиям, у части гиперактивных детей и взрослых есть некоторые особенности в строении головного мозга, в работе центральной нервной системы. С другой стороны, ряд весьма авторитетных исследователей (к примеру, эксперты канадского университета МакМастера) считают синдром гиперактивности и дефицита внимания медицинским мифом, а те особенности поведения, которые демонстрируют люди якобы с этим расстройством, – вариантом нормы. Они приводят следующие аргументы: количество людей с диагнозом “гиперактивность”  сильно отличается в разных странах (хотя, по логике, они должны быть распределены по планете достаточно равномерно); принципы диагностики заболевания и набор симптомов постоянно меняются; кроме того, исторический опыт говорит о том, что люди, проявлявшие в детстве признаки гиперактивности, во взрослом возрасте могут быть вполне успешными и социально состоявшимися (широко известный пример – Наполеон).

Исходя из этого, проблема, как и что делать с детьми, получившими соответствующий диагноз, до сих пор остается одной из самых противоречивых в современной медицине. В ситуации, когда даже врачи не могут прийти к единому мнению, родители ребят с подозрением на синдром гиперактивности и дефицита внимания совершенно теряются и не знают, кого им слушать и кому верить. Что же можно порекомендовать таким мамам и папам?

У вас гиперактивный ребенок – что делать?

  1. В первую очередь обратите внимание на немедикаментозные средства лечения. К таковым относится коррекция образа жизни (включение в режим дня ребенка большого количества физкультурных занятий, прогулок на свежем воздухе); специальная диета, содержащая продукты с преобладанием жирной кислоты омега-3 и полностью исключающая пищу с консервантами, красителями, стабилизаторами и т.д.; занятия йогой и иными восточными практиками, развивающими навыки самоконтроля и концентрации; психотерапия и арт-терапия. Родителям детей, имеющих диагноз “гиперактивность и синдром дефицита внимания”, рекомендуется читать как можно больше литературы, консультироваться со специалистами, компетентными в детской психологии, психиатрии и неврологии.
  2. Прибегать или нет к лекарственным препаратам для коррекции расстройства? Здесь, видимо, нужно исходить из того, какой ущерб наносят особенности поведения ребенка его социальной жизни. Если невнимательность и импульсивность малыша настолько высоки, что он не усваивает базовый материал в школе или детском саду (здесь идет речь не об отдельных предметах, а о таких системообразующих навыках, как письмо, чтение и т.д.), если у него существенные проблемы в общении со сверстниками, возможно, медикаментозное вмешательство будет оправдано. С другой стороны, прежде чем давать ребенку пилюли, стоит попробовать поменять его образ жизни, привычки или сводить его к хорошему детскому психологу. Может быть, ваш “гиперактивный” ребенок своим поведением просто пытается привлечь к себе внимание?
Также читайте:

КОММЕНТАРИИ
  • Добавить комментарий