Можно ли во младенчестве определить черты характера ребенка?


Наверное, все родители с первых дней жизни ребенка пытаются определить, каким вырастет их малыш. Будет ли он спокойным или активным, эмоциональным или сдержанным, любопытным или боязливым? Конечно, со 100% точностью спрогнозировать, какими будут черты характера ребенка, вряд ли получится, но определенные задатки его личности можно определить уже во младенчестве.

“Легкий”, “средний”, “тяжелый”

В американской педиатрии выделяется три основных типа темперамента новорожденных (плюс промежуточные случаи). Дети с “легким” темпераментом характеризуются хорошей приспособляемостью к внешним условиям: они быстро привыкают к режиму, спокойны; проблема “как уложить ребенка спать” никогда не становится “больным местом” папы и мамы.  Эти малыши хорошо себя чувствуют и на руках у родителей, и в компании игрушек, довольно лояльно относятся к посторонним (часто, вообще, минуя период “страха чужаков”), а когда подрастают, у родителей не возникает вопроса, как отнять чадо от груди или как отучить ребенка от пустышки. В общем, таких карапузов обычно называют “награда для родителей”.  Повзрослев, они становятся приятными во всех отношениях, уравновешенными (как правило, сангвиниками или флегматиками), доброжелательными, легко вливающимися в коллектив.

Дети с характером “средней” тяжести чуть хуже приспосабливаются к переменам, более негативно реагируют на чужаков, чем малыши из первой группы, но в целом тоже не доставляют родителям особых проблем.

Дети с “тяжелым” характером описываются как “безрежимные”, с трудом приспосабливающиеся к некомфортным для них условиям; они постоянно и очень настойчиво требуют внимания родителей и моментально попадают в категорию “ручных”; на новых людей реагируют обычно негативно. Эмоциональные проявления (плач, смех) такого малыша очень интенсивны, при этом он долго расслабляется, а его укладывание превращается в марафон. Научить такого ребенка засыпать самостоятельно в первый год жизни почти нереально.

Традиционно малыши из “тяжелой” группы оценивались как некое проблемное явление: если “легкие” дети – подарок для родителей, то эти – “наказание божье”. Например, в книге “Развитие ребенка и его отношений с окружающими” (в России опубликована в 1992 году) им предрекались “проблемы в поведении в школьном возрасте”; считалось, что они вырастают непослушными, истеричными, эгоистичными, чуть ли не с криминальными наклонностями. Реабилитировал детей с такими чертами характера современный американский педиатр Уильям Серз. В своих работах он отказался от термина “трудный” ребенок (таких малышей он называет “детьми с повышенными психологическими потребностями“) и указывает на то, что этим карапузам свойственны и положительные качества. В их числе – сильная воля; эмоциональность; способность к глубоким переживаниям – залог развитой в будущем эмпатии; способность понимать истинную суть вещей и событий (не правда ли, очень похоже на то, что пишут сейчас про “детей индиго”?). Чтобы все эти черты характера в ребенке проявились со временем, от родителей требуется грамотный педагогический подход, чуткость и понимание.

Уход за ребенком с повышенными потребностями
  • Если волею судьбы вам достался ребенок с повышенными потребностями, настройтесь на то, что вам легче будет подстроиться под него, чем подстроить его под себя. Если малыш не хочет засыпать в “назначенное педиатром” время, есть каждые 3 часа – не мучьте его. Вопреки сложившемуся мнению, строгий режим дня для ребенка до года вовсе не обязателен. Наблюдайте за карапузом и вы научитесь понимать его, и задача организовать свой быт уже не будет выглядеть столь сложной.
  • Постарайтесь создавать детям с такими чертами характера минимум стрессовых ситуаций: их психика очень уязвима, потрясения могут усугубить их врожденную нервозность. Не оставляйте ребенка одного, приучайте к новым людям постепенно.
  • Упражнения, направленные на сенсорное развитие ребенка, помогут ему научиться расслабляться либо, наоборот, концентрироваться на положительных внешних “раздражителях”, что в дальнейшем будет способствовать снижению тревожности, формированию позитивной картины мира.
  • С раннего возраста занимайтесь приобщением ребенка к культуре: пойте песни, слушайте музыку, читайте стихи, рассматривайте картинки. Дети с особыми потребностями очень эмоциональны, через искусство они научатся конструктивно выражать свои переживания.

В целом, как утверждает В. Серз, для ухода за такими малышами лучше всего подходит методика воспитания детей до года, названная им “стиль сближения”. Она была разработана Уильямом и его женой Мартой как результат общения с их собственным ребенком с повышенными потребностями – дочерью Хейден. Благодаря этому подходу из беспокойного малыша она выросла чуткой, отзывчивой, мыслящей девушкой.

Также читайте:

КОММЕНТАРИИ
  • Добавить комментарий